В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ - ЗА НАУКОЙ
Лишь немногие граждане стран - кандидатов на вступление в Европейский союз интересуются новостями науки и техники. Это показало социологическое исследование, проведенное по заказу ЕС и опубликованное несколько месяцев назад. Причина отсутствия интереса - работа ученого плохо оплачивается.
Еще в феврале 2002 года опрос граждан Европейского союза на темы науки показал, что с уровнем естественно-научных знаний в самых культурных странах Европы не все в порядке. Так, 31% европейцев считают, что Солнце вращается вокруг Земли. Такие же вопросы задали весной 2003 года гражданам 13 стран, намеренных присоединиться к Европейскому союзу (см. «Наука и жизнь» № 6, 2003 г.). Несмотря на все разговоры о больших успехах народного просвещения при социализме (а большинство этих стран еще недавно были социалистическими), результат оказался даже несколько хуже: с геоцентрической моделью мира согласны 33% опрошенных. Только 59% опрошенных знают, что радиоактивное молоко нельзя «исправить» кипячением (в Европейском союзе это понимают 64% граждан). И в ответах на другие научные вопросы граждане стран-кандидатов ошибаются несколько чаще, чем граждане «старых» стран союза. Особенно необходимо повышение образованности гражданам Турции, Румынии и Мальты. А наиболее сведущими в области естественных наук можно считать граждан Словении, Чехии и Венгрии.
Отношение граждан стран-кандидатов к науке двойственно. С одной стороны, 81% опрошенных считают, что наука и техника облегчают жизнь, делают ее более здоровой и комфортной, 77% надеются, что наука найдет средства от СПИДа и рака. Но, с другой стороны, лишь 29% опрошенных женщин и 41% мужчин заявили, что интересуются новостями науки и техники. 47% полагают, что недостаточный интерес общества к проблемам науки и техники представляет собой серьезную опасность для развития страны. 67% считают, что правительство должно что-то делать для повышения интереса молодежи к науке. В то же время граждане имеют четкое представление о том, почему интерес подрастающего поколения к науке невелик: в странах-кандидатах профессия ученого слишком плохо оплачивается, да и возможностей карьерного роста недостаточно. Большинство опрошенных считают, что вступление их стран в Европейский союз поможет этим государствам развиваться в научном отношении.
Читайте в любое время