Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Реконструнция городов СССР

Проф. А.М. Ладыженский, зам. руководителя 1-й Архитектурно-планировочной мастерской Азчерпрогора и Г. М. Фридман

Старые города обычно строились без плана. Известный французский архитектор Ле Корбюзье называет улицы старых городов «дорогами ослов».

Наука и жизнь // Иллюстрации
Жилой дом «Советский архитектор» на Ростовской набережной. Проект акад. Щусева.
План Москвы XVII в., составленный при Борисе Годунове.
Жилой дом на Смоленской набережной (в Москве). Проект акад. Щусева.
Наука и жизнь // Иллюстрации

Старые города

От капиталистической эпохи нам достались города, в которых резко бросается в глаза различие в благоустройстве центра и окраин. В то время как в центре мы имеем хорошие мостовые, яркое освещение, красивые дома, на окраинах ютятся маленькие лачуги, подслеповатые фонари, летом пыль, осенью и весной непролазная грязь.

В одной из своих корреспонденции из Лондона Карл Маркс писал о том, как «отцы» этого города решили провести по левому берегу Темзы улицу, чтобы население столицы Англии могло лучше пользоваться рекой. Новая улица должна была очистить грязный берег, создать кратчайший путь между Вестминстерским и Блекфрайрским мостами, увеличить площадь зеленых насаждений, разгрузить Стренд и Флитстрит*, слишком медленно пропускающие людей и экипажи, и украсить столицу. Но потомки феодалов, сады которых, окружавшие их дворцы, спускались к самой реке, решительно воспрепятствовали этому, так как они не желали, чтобы вдоль их владений ходили «толпы простонародья».

Разумеется, совершенно иначе подходят к планировке городов в нашей социалистической родине. Теперь, когда план создания важнейших промышленных предприятий осуществлен, дошла очередь и до постройки и перестройки городов.

Старые города обычно строились без плана. Известный французский архитектор Ле Корбюзье называет улицы старых городов «дорогами ослов», так как эти улицы возникали на главнейших путях сообщения, по которым двигались в свое время лошади, мулы и ослы; поэтому такие улицы кривы и извилисты. Средневековые города строились обычно из центра радиусами. Это вызывалось военными соображениями. Самое слово «город» означает огороженное место, крепость. В центре древнерусских городов обыкновенно был кремль, куда в случае нападения врагов укрывались жители. Например, Москва еще в XVI в. подверглась нападению татар, и значительная ее часть была сожжена. Узкие кривые улицы более удобны для обороны, чем прямые и широкие. Но теперь, при развитом автомобильном движении, их приходится выпрямлять и перестраивать.

Социалистическая реконструкция

Мы стремимся к изжитию различия между городом и деревней. В 1931 г. июньский пленум ЦК ВКП(б) признал нецелесообразным создавать города-гиганты с нагромождением большого количества предприятий в сложившихся крупных центрах. Здания в социалистических городах должны быть окружены зеленью, улицы выходить на обширные площади. С другой стороны, в деревнях должны существовать все виды городского благоустройства — асфальтированные улицы, электрическое освещение, каменные дома.

Теснота капиталистических городов вызывается, главным образом, земельной рентой. Отсутствие ее у нас даст возможность уменьшить плотность населения. По подсчетам научного сектора Украинского государственного института проектирования городов — Гипрограда с увеличением плотности населения с 350 чел. до 600 на 1 га достигается удешевление стоимости города на каждого жителя всего на 4%, так как «линейные элементы» города — тротуары, мостовые, водопровод, канализация, осветительная, телефонная, теплофикационная и трамвайная сети — стоят сравнительно с кубическими (т. е. зданиями) очень немного. Эта экономия не окупает тех санитарных и культурно-бытовых недостатков, которые создаются чрезмерным уплотнением населения.

Социалистическая реконструкция городов, помимо достижения удобств для населения, должна преследовать еще и красоту. Усиленное внимание должно быть обращено на художественную отделку зданий. Каждое здание общественных и административных учреждений должно выражать идею своего учреждения. Очень удачно по поводу проекта театра им. Мейерхольда сказал Л. М. Каганович: «Архитектура театра должна быть такой, чтобы сразу было видно, что это театр, а не баня». Дома в социалистическом городе должны быть не казармами, а радостными, красивыми, ласкающими глаз, стильными сооружениями; они должны гармонировать друг с другом, дополнять один другой (ансамбли). При капиталистическом строе, когда каждый домовладелец строил, не обращая внимания на стиль соседних домов, этого нельзя было сделать; при социализме же проблема ансамблей вполне разрешима. Нужно, чтобы кварталы были отлично оборудованы и в бытовом отношении, чтобы, если не каждый из них, то во всяком случае на несколько смежных были ясли для малышей, детские сады, столовые, клубы, медицинские и санитарные пункты и т. д.

Кроме квартальных учреждений необходимо создать учреждения районные (библиотеки, школы, физкультурные учреждения, бани, прачечные, рестораны, кино, театры) и учреждения общегородские (больницы, поликлиники, станции скорой помощи, пищевые комбинаты и т. д.). Все это необходимо разместить не только удобно, но и по возможности дешево и красиво.

Наконец, надо так распределить территории, чтобы все необходимое разместилось по возможности удобно, чтобы вредные для здоровья предприятия были вынесены за черту жилых районов и отделены от жилья защитной полосой зеленых насаждений, чтобы фабрики и заводы были расположены наиболее целесообразно в отношении направления господствующих ветров, т. е. чтобы ветер не нес на город дым и золу.

Особенное внимание уделяется разбивке скверов и садов. Социалистический город должен быть похож на хороший курорт. Города, где протекают большие реки, надо поворачивать «лицом к воде». Реки покрываются красивыми набережными, на их берегах разбиваются скверы и парки.

Стиль постройки городов должен быть в разных центрах разный.

Новая Москва

Генеральный план реконструкции Москвы, предусматривающий постройку за 10 лет 2500 жилых домов с 15 млн. кв. метров жилой площади, является документом, с исключительной силой подтверждающим, что только при диктатуре пролетариата возможно быстрое уничтожение жилищной нужды — этого наследия капиталистического прошлого.

Жилой фонд, полученный в наследство трудящимися Москвы, был в полуразрушенном состоянии. Старая Москва вошла в историю городов, как «большая деревня», грязная, некультурная, с кривыми улицами и тупиками, с беспорядочным смешением стилей, с большим количеством церквей и монастырей. Как и во всех крупных промышленных центрах царской России, характерным жильем рабочих были казармы, полуподвалы и подвалы, являвшиеся рассадником различных заболеваний. Но даже эти трущобы поглощали до 25—30% бюджета рабочих в виде квартирной платы и служили для капиталистов источником наживы.

План жилищного строительства Москвы отличается не только грандиозностью масштабов, но и тем, что будут строиться преимущественно большие, благоустроенные, красивые дома с соответствующей внутренней и внешней отделкой. Новые дома будут размещаться на основных, подлежащих реконструкции, магистральных улицах и площадях города и набережных Москва-реки. В ближайшие годы набережные Москва-реки, включенные в план первоочередной застройки, должны превратиться в самую красивую часть города. На одетых в гранит набережных в 1936 г. развернется постройка 54 капитальных живых зданий площадью в 442 000 м2. Одна из центральных магистралей — улица Горького — Ленинградское шоссе — также подвергается в 1936 г. значительной реконструкции. На этой магистрали предусматривается постройка капитальных домов с жилой площадью 58 000 м2.

Большое место в плане отводится освоению новой территории города. На юго-западной территории намечается постройка 25 капитальных домов с жилой площадью в 114 тыс. м2.

Постановлением ЦК партии и правительства поставлена задача использовать при строительстве зданий лучшие образцы классической и новейшей архитектуры.

Канал Волга—Москва

Расширяющаяся Москва требует очень большого количества воды. Уже сейчас по уровню потребления воды Москва опередила ряд крупнейших городов Европы (Берлин, Вену), почти вдвое превышен душевой расход воды дореволюционной Москвы. С ростом благоустройства жилищ, теплофикацией их, с ростом благоустройства города потребление воды будет непрерывно расти и в дальнейшем. При росте населения Москвы до 5 млн. потребность города в воде определится в 250 млн. ведер в сутки. Москва-река может покрыть лишь пятую часть этой потребности.

Вопрос о водоснабжении Москвы разрешен постановлением июньского пленума ЦК ВКП(б) в 1931 г. Пленум признал необходимым соединить каналом Москва-реку с верховьями Волги и немедленно приступить к осуществлению составной части этих работ — к постройке плотины на р. Истре, а также к постройке новой водофильтрационной станции в Черенкове.

Истринская плотина закончена в 1934 г. Плотина образовала огромное озеро с 200 млн. м3 воды. Это позволит увеличить проток воды в Москва-реке до 20 млн. ведер в сутки, что полностью обеспечивает набор необходим ого количества воды без ущерба для судоходства как Рублевской станцией, так и новой Черенковской станцией.

Близится к концу строительство канала Волга—Москва, являющегося одним из самых крупных сооружений второй пятилетки.

В 1935 г. закончено строительство 15 крупных сооружений канала: Перервинский шлюз и плотина, плотина на Волге и гряд других сооружений.

Канал даст городу не только необходимое количество воды, но и превратит Москва-реку в крупную судоходную реку, свяжет красную столицу водными путями с Балтийским и Белым морями на севере, с Каспийским, а в дальнейшем, после сооружения; канала Волга—Дон, с Черным и Азовским морями на юге. О масштабах сооружения можно судить хотя бы по тому, что протяжение канала составляет 128 км. Он на 48 км длиннее знаменитого Панамского канала и по объему работ превышает все известные в мировой практике строительства каналов.

Улицы и набережные Москвы

Из года в год в Москве увеличивается уличное движение, растет автомобильный транспорт, требующий хороших асфальтовых мостовых. Дореволюционная Москва мостилась почти исключительно булыжником. Усовершенствованные мостовые составляли в 1913 г. 2% общей замощенной площади. За один 1935 г. в Москве покрыто асфальтом свыше 800 тыс. м2 улиц и площадей.

К строительству набережных было приступлено лишь три года тому назад. Но и за этот небольшой срок одето в гранит 25 км набережных Москва-реки, Яузы и водоотводного канала. В 1936 г. будет облицовано гранитом 19,3 км набережных. Набережные, еще недавно служившие на ряде участков местом свалок, превратятся в самые благоустроенные и красивые части города. С окончанием постройки канала Волга—Москва р. Москва превратится в мощную судоходную артерию. По ней смогут проходить большие волжские суда. Пропуску этих судов будет мешать большинство существующих москворецких мостов. Московским Советом намечена поэтому на ближайшие годы огромная работа по строительству мостов. Уже в 1936 г. будет приступлено к строительству четырех новых мостов, взамен существующих Крымского, Б. Каменного, Москворецкого и Краснохолмского.

Реконструкция других городов

Но реконструируется не только Москва, реконструируется и ряд других городов СCCP — Харьков, Ростов-на-Дону, Киев и др. Население громадного большинства промышленных центров нашей страны увеличивалось за последние годы необыкновенно быстро. В то время как естественный прирост его должен быть приблизительно 1,2% в год, он достигал (в силу притока новых жителей со стороны) до 15% в год.

Теперь, когда план создания важнейших промышленных предприятий осуществлен, дошла очередь и до постройки и перестройки городов.

К 1942 г. жилая площадь должна быть доведена в городах до 7, а затем до 9 м2 на человека, с тем чтобы повысить ее потом до 12 м2. Все мостовые будут залиты асфальтом, или, как это теперь делается в США, железобетоном, который имеет перед асфальтом то преимущество, что он прочнее и менее скользок. Все дети до 18 лет (а их 19% населения) будут охвачены десятиклассным обучением. На каждую тысячу жителей будет 7 больничных коек, на каждые 50 тыс. — одна поликлиника со всеми видами врачебного обслуживания. Стоимость жилого квартала, т.е. всех видов обслуживания вообще на каждого жителя города, по данным Гипрограда, должна выразиться к 1938 г. в 3480 руб., а к 1948 г. — 5390 руб. Эти данные ярко показывают, какие огромные средства уделяются в нашем отечестве для быстрого роста благосостояния трудящихся масс.

Комментарии к статье

* Улицы в Лондоне.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки