Автоматическое управление посадкой самолета

В октябре 1937 г. американскими военными властями испытывалась установка для автоматической посадки самолета.

В октябре 1937 г. американскими военными властями испытывалась установка для автоматической посадки самолета. На самолете, кроме изобретателей приборов для автоматической посадки, находились представители военного министерства, наблюдавшие за тем, чтобы никто не прикасался к органам управления.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Рис. 1. Схема автоматической посадки самолета: 1— спуск без ветра, 2—при слабом ветре, 3 — при сильном ветре, 4 — здесь происходит прием сигналов последнего радиоотметчика, 5 — самолет автоматически снижается.
Рис. 2. Передатчик сигналов на самолет.
Рис. 3. Стрелки показывают антенны. Слева направо: замкнутая антенна радиокомпаса, антенна радиоотметчика (четыре стрелки). Вверху антенна радиоприемника самолета.

Самолет, пролетев довольно большое расстояние над территорией США, приблизился к аэродрому у г. Дэйтона (штат Огайо). Один из летчиков нажал кнопку автоматической посадки, и самолет стал автоматически снижаться. Вначале все находившиеся в кабине летчика испытывали весьма неприятное ощущение: руки и ноги невольно стремились «помочь» самолету и произвести заученные движения, необходимые для посадки. Но и без участия человека посадка произошла прекрасно. Ее повторяли много раз, во многих местах, даже при довольно сильном ветре.

Основными частями автоматической установки являются четыре радиостанции и радиоотметчикн на земле и приборы на самолете, которыми управляют радиоволны, посылаемые с земли. Все эти радиостанции и радиоотметчики очень легкого типа, их перевозят на грузовиках, и поэтому автоматическая посадка может происходить на любой подходящей площадке.

Приблизительно в 12 км от аэродрома устанавливается первая передвижная радиостанция, работающая на волнах с частотой колебаний 365 килогерц.

Волны первой станции действуют на радиокомпас на борту самолета, приемное устройство которого может автоматически настраиваться на различные радиоволны. Частоту принимаемых колебаний указывает специальный индикатор, и когда летчик видит, что частота равна 365 килогерц, т. е. что самолет уже находится в районе действия первой радиостанции, он нажимает кнопку автоматической посадки.

Теперь самолет ведется радиокомпасом, связанным с «автоматическим пилотом» (устройством, основанным на применении гироскопа), управляющим рулями направления и высоты и элеронами.

Радиокомпас, воздействуя на автоматического пилота, «ведет» самолет от одной радиостанции к другой. Когда самолет пролетает над первой из четырех радиостанций, производящих посадку, его приемник начинает принимать сигналы так называемого радиоотметчика, подготовляющего радиокомпас для приема волн следующей станции.

Радиоотметчик — это небольшая радиопередающая установка, устанавливаемая возле радиостанций и работающая на той же волне, что и смежная радиостанция. Но радиоотметчик пользуется особыми сигналами, соответствующими азбуке Морзе и автоматически передаваемыми через правильные промежутки времени.

Сигналы радиоотметчика воздействуют на самолете на селектор — орган автоматического управления, настраивающий радиокомпас самолета на прием волн различной длины. Первый радиоотметчик «перестраивает» радиокомпас на прием волн с частотой колебаний 300 килогерц (вместо 365 килогерц). На этой волне работает вторая радиостанция, ведущая посадку, и радиокомпас автоматически направляет самолет к ней. Вторая радиостанция находится в 8 км от места посадки, и ее радиоотметчик, когда самолет пролетает над станцией, в свою очередь влияет на селектор. Радиокомпас настраивается уже на прием третьей радиостанции с частотой 219 килогерц.

Над третьей станцией, расположенной на расстоянии 1,6 км от аэродрома, процесс настройки повторяется, и радиокомпас готов теперь к приему последней станции — 201 килогерц. Четвертая станция находится у самого аэродрома. Когда самолет пролетает над ней, ее радиоотметчик действует уже не на селектор, а на органы управления, производящие посадку. Во время всех этих операций самолет постепенно снижается и над последней станцией он летит только на высоте 75—85 м. Здесь самолет автоматически увеличивает угол планирования посредством устройства, связывающего альтиметр с дросселем.

Когда колеса самолета коснутся земли, приходит в действие последнее приспособление, управляющее дросселем и тормозами. Таким образом вся посадка производится совершенно без участия летчика.

Дальнейшее усовершенствование этой системы по мнению некоторых военных специалистов США может привести к осуществлению автоматического старта.

Popular Mechanics, ноябрь 1937.

Статьи по теме

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки