Искусство перед неизвестной реальностью
Из статьи Ирины Вакар, открывающей каталог выставки «Некто 1917» в Государственной Третьяковской галерее.
Принято считать, что в эпоху исторических катаклизмов искусство или безмолвствует, или каким-то образом откликается на происходящее.
Отсутствие шедевров, вдохновлённых большевицким переворотом, ставило советских историков искусства в неловкое положение. В Третьяковской галерее, например, экспозицию советского раздела привычно начинала картина А. А. Рылова «В голубом просторе» (1918) — единственное произведение, которое можно было, пусть с некоторой натяжкой, представить как отклик (причём позитивный) на Октябрьскую революцию — других найти было просто невозможно. Но и сторонники связки авангард + революция также вынуждены слегка подтасовывать факты: ведь главные художественные открытия русского авангарда были сделаны до 1917 года. Чем же отмечен сам революционный период? Неужели на протяжении нескольких ключевых для будущего России лет художники не создали ничего, достойного стать важным свидетельством времени? И чему в таком случае посвящена эта выставка?..
Продолжение статьи читайте в номере журнала