НОВОЕ В БЫТОВОЙ ТЕХНИКЕ, 2003, №8
Кандидат технических наук Д. МЕРКУЛОВ.
Изображенное на рис. 1 новое двухколесное транспортное средство получило при выходе "в свет" название Segway ("Ближний путь"). На приоритет в его разработке претендуют японский ученый Казуо Ямафуджи и американский инженер Дин Кеймен. Японец первым изложил концепцию в патенте, но не распространил право обладания им на другие страны. А Д. Кеймен (см. рис. 1) оформил ряд собственных изобретений и довел изделие до серийного производства.
После мощной рекламной кампании в декабре 2002 года самобалансирующееся кибернетическое устройство было впервые представлено широкой публике.
Принцип его действия основан на применении электротяги и обеспечивающих равновесие пассажира пяти инерциальных гироскопов - двух датчиков наклона, заполненных электролитической жидкостью, и трех датчиков угловых отклонений, использующих эффект Кориолиса для измерений угловой скорости поворота (рис. 2). Все датчики помещены в небольшой (7x7x7 см) герметичный контейнер.
Ускорение и замедление движения по горизонтали происходит при наклонах тела водителя вперед и назад, улавливаемых сенсорными датчиками. Электронные микропроцессоры обрабатывают данные о смещениях центра тяжести с частотой 100 раз в секунду. С такой же частотой блок управления передает сигналы электромоторам, осуществляющим независимое вращение и торможение колес. Команда на поворот (разворот) Segway'я подается ручкой управления (рис. 3).
Максимальная скорость передвижения нового транспорта равна 23 км/ч, а протяженность пробега без подзарядки батареи - не более 27 км. (В будущем планируется производство второй модели несколько меньшего размера, рассчитанной на скорость 16 км/ч и пробег 18 км.) Перезарядка аккумулятора занимает 3-4 часа.
Специальная корзина для перевозки багажа выдерживает до 36 кг груза, а собственный вес водителя не должен превышать 113 кг.
Предполагается, что пользоваться новинкой будут и взрослые и дети. Для вождения нового транспорта не требуется водительское удостоверение и посещение обучающих курсов. Не нужна и официальная регистрация в государственных органах.
Продажа Segway'я началась 1 марта 2003 года по цене 4950 американских долларов.
Segway уже начали использовать полицейские и почтальоны некоторых городов США. Однако из-за недоверия к эффективности торможения эксплуатация новинки пока запрещена в расположенном на горах Сан-Франциско.
В числе первых покупателей Segway'я оказался также ряд крупных фирм, чьи работники используют его в качестве внутреннего транспорта для передвижения по территории своих фирм.
С момента появления нового транспорта на дорогах зарегистрировано два ДТП с его участием. Первое закончилось разбитой коленкой, и особого внимания прессы не привлекло. А вот второй случай, хотя и обошелся без травм, стал сенсацией: с Segway'я во время поездки упал... экс-президент США Джордж Буш.
КОНКУРИРУЮЩИЙ САМОКАТ"Предки" нынешних самокатов - двухколесные транспортные средства, отдаленно похожие на велосипед, появились в самом конце XVIII века во Франции. Для езды на них требовалось отталкиваться от земли ногами.
Этот принцип передвижения сохранился и в современных самокатах, изменился лишь диаметр их колес, став существенно меньше. В наши дни, как и прежде, самокат в основном остается снарядом для физических забав, правда, удобным в хранении - занимающим немного места. Однако далеко на самокате не уедешь.
До последнего времени производители и разработчики этой малой двухколесной техники жили относительно спокойно, поскольку в данном секторе рынка конкурентов у самоката не было.
Все изменилось с появлением Segway'я. Обеспокоенные грядущим падением спроса, "самокатостроители" решили сконструировать на базе обычного самоката транспортное средство, сравнимое с Segway'ем по основным техническим характеристикам, но не вызывающее сомнений в надежности эксплуатации и примерно в десять раз более дешевое.
Чтобы достичь поставленной цели, в новом самокате увеличили базовое расстояние между колесами, установили седло с багажной сумкой и - главное - электродвигатель с аккумулятором.
Получившийся электрический скутер (рис. 4) может передвигаться со скоростью до 24 км/ч, а одной зарядки аккумулятора хватает на 25 км пути. Серийно также выпускается еще одна модификация скутера. Она оснащена двумя аккумуляторами и более мощным двигателем, что обеспечивает соответственно большие скорость (до 33 км/ч) и дальность пробега (до 40 км без подзарядки).
На рис. 5 изображена еще одна разновидность скутера. Его двигатель объемом 41,5 см3 работает на газе. Емкости одного баллона хватает на преодоление 45 км. Для увеличения длины пробега вместо груза в багажном ящике можно установить дополнительный газовый баллон.
Если же в пути иссякнут ресурсы источников питания или откажет двигатель, ехать на новом скутере можно, как на самом обычном самокате.
МАССАЖ СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИИзображенное на рис. 6 кресло в корне отличается от аналогичных по внешнему виду "собратьев" (см. "Наука и жизнь" № 10, 2002 г.). Под его кожаной обивкой скрывается механизированный матрац, содержащий два ряда гладких, закругленных в верхней части цилиндрических стержней, способных совершать возвратно-поступательные и поперечно-вибрационные движения.
В нижней части сиденья нового кресла имеется специальная "полочка" с двумя нишами. В них во время массажа помещаются икры. Для достижения наиболее комфортного положения подставку для ног можно поднимать горизонтально.
Под сиденьем кресла размещен компрессор, 12 раз в минуту подкачивающий воздух в матрац и ножную подпорную площадку.
Благодаря подвижности стержней и наддуву прилегающей к телу оболочки, во время лечебной процедуры достаточно точно имитируются четыре основных приема классического массажа: роллинговый, ударный, терапевтический компрессионный и растирающий.
Помимо описанных приспособлений массажное кресло оснащено входным разъемом и соединительным кабелем для подключения к домашней медиатехнике. Низкие частоты ритмичной музыки заметно усиливают оздоровляющий эффект процедуры и способствуют скорейшей нейтрализации стресса.
Управляя массажным роботом с помощью пульта дистанционного контроля, можно выдать ему задание на исполнение более двадцати массажных операций, а также запрограммировать различные положения спинки кресла и ножного подъемника.
Для работы лечебное кресло подключают к обычной электрической розетке (220 В, 50 Гц). Исходные габаритные размеры устройства составляют 72x112x112 см и 72x168х87 см - в разложенном виде. Собственный вес кресла - 50 кг, а максимально выдерживаемый груз - 120 кг.
По материалам иностранной печати.
Читайте в любое время