Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

МОСКВА, "ЭКСПО - НАУКА 2003": CУДЬБА ПЛАНЕТЫ В РУКАХ МОЛОДЫХ

Н. ГЕЛЬМИЗА.

#1#

  • Юные ученые и изобретатели из 88 стран мира в Москве
  • Роботы, созданные школьниками, помогут пожарникам и спасателям
  • Ракетное топливо поднимает затонувший корабль.
  • Марсоход юных техников из Уфы
  • Автоматизированная теплица выращивает урожай без химикатов
  • Еще одно применение озерного ила сапропеля: им можно гасить пылевые бури
  • Транспортное средство на одном колесе едет и не падает.

"Судьба планеты в руках молодых" - под таким девизом с 12 по 18 июля в Москве проходила девятая Международная выставка молодежных научно-технических проектов "ЭКСПО - НАУКА 2003" (ESI 2003). Подобные форумы проводятся под эгидой Международного движения научно-технического досуга МИЛСЕТ начиная с 1987 года. За это время в разных странах Европы состоялись 4 региональные и 8 международных выставок, но ни одна из них не была столь массовой и представительной. По словам президента МИЛСЕТ Жана-Клода Гиродона, это самая большая выставка за всю историю движения. В Москву съехались более 2 тысяч школьников и студентов в возрасте от 7 до 23 лет из 88 стран мира; в их числе - 834 зарубежных участника, более 400 ребят из 87 регионов России, 560 москвичей и 200 волонтеров. Самые юные дарования (7-12 лет), объединенные в движение "Маленькие находчивые" (см. "Наука и жизнь" № 1, 2002 г.), представляли работы в своей возрастной группе.

Россия стала членом МИЛСЕТ в 1992 году, но далеко не сразу получила право участвовать в конкурсе на проведение выставки. Этому событию предшествовали большая работа по возрождению в России научно-технического творчества молодежи (НТТМ), успешное проведение фестиваля НТТМ Москвы и Московской области в мае 2001 года (см. "Наука и жизнь" № 8, 2001 г.) и Всероссийской выставки НТТМ - 2002.

Основными нашими соперниками в конкурсе за право проведения "ЭКСПО - Наука 2003" были Китай и Объединенные Арабские Эмираты. После тщательного обсуждения всех "за" и "против" МИЛСЕТ остановил свой выбор на российском проекте. Было это в июле 2001 года. Ровно два года спустя, приветствуя участников "ЭКСПО - НАУКА 2003", председатель организационного комитета выставки мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков обратился к ребятам с такими словами:

"Мы гордимся, что ареной состязаний в силе интеллекта, в смотре лучших научно-технических идей, разработок детей и молодежи из почти 100 стран мира на этот раз стала Москва". Как один из организаторов выставки, правительство Москвы выделило на ее проведение более миллиона долларов.

Даже те, кто ни разу не был в Москве, наверняка слышали о том, что здесь находится самая красивая и самая большая выставка страны - Всероссийский выставочный центр: территория почти 240 гектаров, 70 с лишним павильонов разнообразных архитектурных стилей, множество фонтанов, фруктовые сады, цветники и аллеи, всевозможные аттракционы, вкусная еда. И еще свой собственный транспорт - стилизованный "паровоз" с открытыми вагончиками. Он не дымит, не пускает пар, не дает гудок к отправлению, но безотказно и с комфортом катает всех желающих по выставочным маршрутам. Здесь-то и проходила выставка ЭКСПО - НАУКА 2003.

Юным ученым, инженерам и изобретателям отдали огромный, полный света двух-этажный павильон № 57 площадью 13 000 м2. Каждого посетителя, а здесь за неделю побывали тысячи и тысячи детей и взрослых, тут же охватывали чувства удивления и любопытства. В разных концах выставочного павильона что-то ездило, крутилось, качалось, взлетало, мигало и гудело, трещало и стучало: играющие в баскетбол роботы, космический корабль, летящий среди вращающихся планет Солнечной системы, работающий ткацкий станок, взлетающий под потолок "неопознанный летающий объект"...

Хотелось еще и еще раз пройти вдоль выставочных стендов, чтобы не пропустить что-нибудь интересное. А посмотреть было на что. Девчонки и мальчишки увлеченно и со знанием дела рассказывали о своих открытиях. Вот темы лишь некоторых проектов, внесенных научным комитетом выставки в особый реестр самых интересных работ, заслуживающих высокой оценки: магнитопатогенные зоны, техника обнаружения (Россия); универсальные тестовые оболочки (Россия); гоночный автомобиль класса "формула Е" (Россия); мехатроника (Чехия); система управления и контролирующее программное обеспечение (Чехия); определитель веса большой машины (Бахрейн); флуоресценция (Дания); автоматическая вращающаяся доска (Болгария); станочек для тканья (Россия); наши хвойные деревья против рака (Канада).

Вспомним и мы малую толику того, что удалось увидеть на выставке "ЭКСПО - НАУКА 2003".

*

Средняя школа № 1012 Западного округа столицы (часть образовательного комплекса "школа - вуз") в сотрудничестве с Московским государственным институтом радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА) расширила курс школьных дисциплин. Здесь изучают электронику, вычислительную технику, основы программирования, робототехнику и мехатронику. Результат такого профилированного подхода к образованию - множество представленных на выставке проектов, выполненных школьниками под руководством учителей, ученых и инженеров из МИРЭА. Это целое семейство моделей компьютерных ЛЕГО-роботов: робот "Баскетболист", робот "Следопыт", робот "Гоночный автомобиль". Основы "ЛЕГО-грамотности" ребята освоили еще в младших классах, а став постарше, перешли от простого собирания ЛЕГО к макетированию сложных моделей и управлению ими. Под руководством преподавателя физики Г. Ю. Максимовой Артем Грибов, Александр Бушуев, Сергей Волков, Алексей Зарубин и еще целая команда восьми- и девятиклассни ков построили модели ЛЕГО-роботов и снабдили их блоками программируемых мини-компьютеров. Управляемые ЛЕГО-конструкции работают от пульта дистанционного управления или по заданной программе.

А еще в школе есть "Умный аквариум", созданный одиннадцатиклассниками Игорем Лоховым и Сергеем Караевым. Его уменьшенная действующая модель была представлена на выставке. Это декоратив ная стена со встроенными в нее шестью аквариумами, в которых автоматически поддерживаются определенная температура и освещенность, контролируется жесткость воды и уровень рН. Школьные рыбки всегда чувствуют себя в них комфортно.

*

Центр технического творчества учащихся из Йошкар-Олы (Республика Марий Эл) демонстрировал действующую модель многоцелевого мобильного робота "Тайга". Его создали одиннадцатиклассники Александр Кудрявцев, Максим Корнеев и Владимир Ефремов (руководитель И. Кудрявцев). Придуманная ребятами компактная прочная самоходная установка с многосекционными шнековыми движителя ми имеет высокую проходимость и маневренность. Она рассчитана на экстремальный и непредсказу емый характер работы и может выполнять самые разные задачи: поисково-спасательные, обследова ние трубопроводов и ликвидация аварий на них, разведка и патрулирование, поиск и обезвреживание взрывчатых веществ и многие другие. Робот "Тайга" способен работать на земле, на воде и под водой, вбуриваться в толщу снега, песка и других сыпучих материалов.

Одна из модификаций "Тайги" - робот МРК для борьбы с лесными пожарами. Он окапывает очаг возгорания, а затем включает встроенный огнемет и скоростной струей поджигает лес во встречном направлении. Такой способ - один из наиболее эффективных в борьбе с лесными пожарами. Робот МРК можно десантировать в очаг пожара в авиационном контейнере на парашюте. Существуют как радиоуправляемые модели, так и оснащенные программируемым компьютерным блоком.

*

Ребята из Центра детского технического творчества Уфы (Республика Башкортостан) представили на выставке планетоход (авторы Руслан Ахмедшин, Александр Антипин, Дмитрий Морозов, руководитель Э. Н. Савин). Легкий, мобильный аппарат с восемью не связанными друг с другом конусообразны ми колесами (каждое имеет независимую подвеску) предназначен для исследования других планет. Он способен двигаться по твердому и вязкому грунту, преодолевая серьезные препятствия. Жаль, в нынешние экспедиции на Марс его не взяли, но ведь они не последние.

*

На стенде ребят из Нижнего Новгорода еще одна сложная конструкция - платформа "Посейдон" с массивными опорами, вертолетной площадкой и подвешенной под днищем подводной лодкой, построенная в школьном кружке технического творчества. Семиклассник Алексей Петренко и восьмиклассник Андрей Курносов решили использовать платформу для подъема затонувших судов. Под руководством Т.ÁЕ. Галатоновой они разработали технологию, которая включает освобождение судна от ила и грунта, прикрепление к его корпусу понтонов (с помощью тросов и технологических отверстий), подъем судна под днище платформы и транспортирование его в док. Интересно решена проблема подъема судна. Чтобы опустить понтоны на глубину, их заполняют водой, а затем освобождают от нее с помощью гранулированного ракетного топлива, находящегося в понтонах в специальных контейнерах. Там же имеется запал, с помощью которого в нужный момент поджигается топливо. При его сгорании образуется газ, который через систему клапанов вытесняет воду из понтонов. Они становятся легче воды и поднимают судно.

*

Чтобы получить хороший урожай сельскохозяйственных культур, приходится их подкармливать химикатами. Группа французских школьников из колледжа "Франсис Карко" под руководством преподавателей Э. Малакен и Ф. Эспаливет разработала модель автоматизированной теплицы, в которой овощи и ягоды выращивают без всякой химии. Высокий урожай обеспечивают оптимальный температурный режим и полив. Кроме того, теплица снабжена системой защиты от насекомых.

*

На стенде Санкт-Петербургского горного института имени Г. В. Плеханова была представлена установка для подавления пыли в районах горно-металлургического производства (автор С. А. Ильиченкова, руководитель доктор технических наук Ю. В. Шувалов). Уровень пыли предлагается снижать орошением пылевого слоя диспергированной водой с добавлением связующего вещества органического происхождения. Таким веществом может стать донный озерный ил - сапропель. Он связывает пылевые аэрозоли и аэрогели и осаждается поверх пылевого слоя. Сапропеля в природе много, он относительно дешев и, что очень важно, оказывает положительное воздействие на почву (его используют как удобрение для повышения урожайности). Образующийся на поверхности пылеотложений защитный слой экологически безопасен, достаточно прочен, устойчив при воздействии ветра, снега, дождя, изменении температуры. Участники выставки "ЭКСПО - НАУКА 2003" талантливы, образованны, любознательны. Они знают, чем будут заниматься, когда вырастут: станут учеными, инженерами, изобретателями. В их руках будущее науки. Понимая это, организаторы выставки, которая впервые проходит под эгидой ЮНЕСКО, полны решимости не оставлять ребят без внимания и помощи. Они намерены и в дальнейшем следить за судьбой юных дарований, тем более, что по итогам выставки уже сейчас около ста представленных на ней разработок намечены к внедрению.

Вот что сказал по этому поводу генеральный комиссар выставки Магомед Мусаев: "Свои надежды мы связываем с молодежью, с молодыми учеными в частности. Ведь в современном мире без развитой науки выжить невозможно. И если мы сегодня не поддержим юные таланты, то не нужно объяснять, что будет с нами всеми завтра".

Фото С. Транковского.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Первый день работы выставки "ЭКСПО - НАУКА 2003". На главной площадке павильона № 57 проводится очередной мастер-класс: демонстрируются занимательные физические опыты.
Председатель организационного комитета выставки "ЭКСПО - НАУКА 2003" мэр Москвы Ю. Лужков, генеральный комиссар и исполнительный директор выставки М. Мусаев (справа) на церемонии ее открытия.
Ажурные конструкции из бумаги - "Города будущего" выполнены детьми из Центра архитектурного дизайна. На их создание уходили месяцы напряженного труда.
ЛЕГО-робот "Универсал", работающий по программе встроенного мини-компьютера, создали учащиеся школы № 1012 г. Москвы.
Робот "Уэлс" (универсальный экспериментальный лабораторный стенд) привезли на выставку ребята из Центра дополнительного образования г. Благодарный Ставропольского края.
Посетители и участники выставки "ЭКСПО - НАУКА 2003" у стенда журнала "Наука и жизнь".
Многоцелевой робот "Тайга" со съемными шнековыми движителями - разработка школьников из Йошкар-Олы, занимающихся в Центре технического творчества учащихся.
Платформа "Посейдон" поднимает затонувшие морские суда по технологии, разработанной школьниками из Нижнего Новгорода.
Действующую модель гироколеса создали выпускники мехмата МГУ Анатолий Ленский, Виктор Пахомов, Алексей Кожанов, Александр Мотин и другие студенты.
Установку для подавления воздушной пыли в районах горно-металлургических комбинатов представил Санкт-Петербургский горный институт им. Г. В. Плеханова.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки