История мужской одежды. «И галстук вяжет неприлежно»
Художник Н. Муллер
«Зеркало увидело на нем по очереди коллекцию галстуков, которые вывязывались бантами, бабочками, узлами»
Мне нравится рубрика «История мужской одежды». Интересно было бы прочитать материалы о галстуках, когда они появились, какие галстуки носили.
Г. Крошка. г. Винница.
«Зеркало увидело на нем по очереди коллекцию галстуков, которые вывязывались бантами, бабочками, узлами».
К. Федин. «Первые радости»
Галстук, или шейный платок появился в Древнем Риме. Римские легионеры надевали его для утепления.
Забытый шейный платок снова стали носить в середине XVII века. Это — время барокко. В моде — пышные костюмы, громоздкие парики. Шейный платок заменяет большие отложные кружевные воротники. Его обметывают вокруг шеи и завязывают впереди бантом. Так носили галстук французские солдаты, которые, в свою очередь, заимствовали эту манеру у хорват, входивших в личные полки Людовика XIV. Отсюда и название шейного платка cravate (искаженное хорват).
В семидесятых годах XVII века шейный платок завязывали несколькими узкими бантами, а кружевные концы выпускали на жюстокор (кафтан). В девяностых годах появляется галстук а 1а Steinquerk. Его обматывали вокруг шеи и продевали скрученные вместе концы в третью петлю жюстокора. Название галстука связано со сражением при Стейнкерке (Штейнкирхе) в 1692 году, когда французские солдаты, несмотря на внезапность нападения, одержали победу над англичанами. «Победа при дворе в Париже и во всем королевстве произвела такое действие, какого никакая битва еще не производила... Мужчины тогда носили кружевные галстуки, которые повязать было трудно. Воины перед сражением оделись наскоро и повязали галстуки небрежно. Женщины сняли с них образцы для своих уборов», — писал Вольтер в «Истории царствования Людовика XIV и Людовика XV, королей французских». Стейнкерк носили мужчины и женщины.
В XVIII веке стиль рококо в одежде как бы завершает стиль барокко. Барокко отражал вкусы аристократии периода расцвета абсолютизма, рококо — его заката. Новый стиль отличался манерностью, изысканностью. Идеал красоты — легкость, хрупкость, утонченность. Исчезают большие парики, пышные одежды. Шейный платок заменяют черной лентой — cолитером, которую прикрепляют сзади парика, обматывают шею и спереди завязывают бант. Иногда к ленте пришивают оборочку тонкого кружева.
Во Франции во времена революции 1789 года и во времена Директории костюм был часто экстравагантным. Щеголи-аристократы носили широкие шейные платки из белой материи или из кисеи и завязывали их так, что они закрывали не только шею, но и рот.
Мужчины в XIX веке соревновались в изобретательности носить шейные платки. Считалось элегантным завязывать их каждый раз по-новому. Светский мужчина обязан был менять галстук три раза в день.
После Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии в Европе необычайно возросла популярность русского воина. Это сразу сказалось на моде. Появился галстук col russe.
Капитализм внес свои коррективы в моду. Идеалом стал деловой мужчина. Мужской костюм мог отличаться только качеством. Считалось дурным тоном выделяться яркостью одежды, обилием украшений. Чем проще и скромнее мужской костюм, тем больше внимания уделялось галстуку, одному из немногих украшений мужского туалета. Появляются даже учебные пособия по искусству вывязывания галстуков. Курс обучения состоял из пятнадцати уроков и предлагал тридцать два способа вывязывать галстук. Одним из авторов такого учебника был Бальзак. В выборе и завязывании галстука, советовали учебники, должно проявиться своеобразие мужчины. Галстук гения, например, должен иметь гениальный размах. Обывателя можно узнать по отсутствию фантазии.
Период романтизма не прошел бесследно в истории галстука.
«Жакет с широкими бархатными отворотами и широкий галстук с пышным бантом дополняли этот костюм, глубоко продуманный, который не позволял видеть никакого белого пятна, белья,— высшая элегантность романтизма». (Теофиль Готье «История романтизма».)
Белые воротники, рубашки высмеивались романтиками как символ бакалейной торговли. Галстук представлял косую полоску ткани или сложенный по диагонали платок. Широкая часть окружала шею. Концы галстука завязывались спереди по-разному: в восточном вкусе, а lа Байрон или как подсказывала фантазия.
В пятидесятых годах мягкий шарф заменили галстуком на крахмальной подкладке, он застегивался сзади, а спереди пришивался большой плоский бант.
Во второй половине пятидесятых годов носили пластрон — широкий мягкий галстук, закрывающий верх манишки. Делали его из гладкой или узорной ткани. Закалывали жемчужной булавкой или драгоценным камнем, камеей. Пластрон носили с сюртуком или с пиджаком. К летним костюмам надевали светлые, цветные галстуки из фуляра, батиста, завязывали их обычно свободным узлом или бантом. К вечернему костюму-фраку повязывался белый батистовый или кисейный галстук. К смокингу полагался черный галстук.
В семидесятых годах появляется «дешевая роскошь» — пристегивающиеся крахмальный воротник и манжеты. В это же время появляются готовые галстуки. Длинный галстук-самовяз (завязывался, как и теперь, узлом) и заложенный складками пластрон. Так же носили длинные шарфы. Их завязывали бантом или морским узлом.
К началу двадцатого века появляется галстучный зажим. Его украшали эмалью или полудрагоценными камнями. Часто встречались зажимы с подковкой, женской головкой или стилизованным цветком. В тридцатых годах XX века модны плетеные галстуки из шерстяного гаруса или сутажа.
И сейчас, несмотря на разнообразие и свободу мужской моды, галстук — основное украшение костюма. С повседневными костюмами обычно носят галстуки классических расцветок: в полоску, горошек, клетку. Блузоны, спортивные рубашки носят без галстука.
В России шейный платок впервые появился при Петре I. Слово «галстук», очевидно, было заимствовано из голландского языка и впоследствии, по-видимому, вытеснилось немецким (Hals — шея, Tuch — платок). Слово «крават» как галстук в современном понимании сохраняется во многих иностранных языках. По-французски cravate, по-польски krawat.
Читайте в любое время