ТИМУРОВЦЫ ИЗ РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО
Американский психолог Роберт Ливайн с участием своих коллег провел в 36 американских и 22 иностранных городах исследование на тему: насколько местные жители склонны помочь человеку, явно нуждающемуся в помощи.
Свою статью в серьезном научном журнале "Америкен Сайентист" профессор Ливайн начинает с воспоминаний, что никак не принято в научной печати. Он до сих пор помнит, как в возрасте шести лет на прогулке с отцом (они жили в Нью-Йорке) он видел человека, лежащего без сознания на тротуаре. Толпа обтекала его, словно не замечая. На безмолвный вопрос мальчика отец ответил: "Пьяный, наверное. Проспится, ничего. Не подходи, мало ли что ему в голову придет".
Через много лет, будучи в Рангуне, Ливайн увидел на базаре, как грузчик, тащивший огромный мешок с арахисом, потерял сознание - возможно, от адской жары - и упал. "И тут я увидел, - пишет психолог, - словно отрепетированную сцену из балета. Несколько торговцев выбежали из-за своих прилавков, оставив без присмотра товары. Действовали они так слаженно, как будто всю жизнь тренировались помогать упавшим в обморок. Один подложил ему под голову свернутое одеяло, другой расстегнул ворот рубашки, третий принес кружку воды, четвертый стал разгонять толпу любопытствующих, пятый побежал за помощью. Через несколько минут привели доктора". Психолог задумался: почему примерно одни и те же обстоятельства в Нью-Йорке и Рангуне вызывают у людей совершенно разную реакцию? И с тех пор пятнадцать лет он изучает различия в готовности населения того или иного города помочь ближнему при мелкой неприятности, когда для помощи не требуется крупных усилий или жертв.
Чтобы выяснить это, психологи разыгрывали на городских улицах пять маленьких спектаклей. Человек роняет на оживленном перекрестке шариковую ручку. Поможет ли ему кто-нибудь из прохожих поднять уроненный предмет? Человек на костыле, с загипсованной ногой, рассыпал на тротуаре стопку журналов. Станет ли кто-нибудь собирать журналы? Слепой стоит на перекрестке, не решаясь перейти улицу. Предложит ли кто-то из прохожих перевести его через дорогу? Человек просит разменять банкноту на мелочь для телефона-автомата. Окажет ли кто-нибудь такую услугу? На оживленной улице кто-то потерял письмо в конверте с маркой и надписанным адресом. Найдется ли прохожий, который поднимет письмо и бросит в почтовый ящик, чтобы оно дошло до адресата? Всего в разных городах мира было "потеряно" около 800 писем и более 400 шариковых ручек.
В Америке эти тесты работали безошибочно и показали (как и следовало ожидать), что наименее готовы помочь ближнему жители самого крупного города страны - Нью-Йорка. Столь же бессердечны обитатели Куала-Лумпур (Малайзия), да и жители Амстердама немногим добрее. Но в целом выяснилось, что тесты, кажущиеся на первый взгляд простыми и универсальными, подходят далеко не для всех стран. Особенно скомпрометировали себя трюки с письмом и с разменом монет. Так, в Израиле лежащий на тротуаре конверт обходят по широкой дуге: это может быть мина-ловушка или порция спор сибирской язвы. Там же отпадает тест с разменом денег, так как почти у всех израильтян есть мобильные телефоны, а автоматы принимают только карточки. Во многих развивающихся странах почтовых ящиков просто нет или если они висят, то никто и никогда не вынимает из них накопившуюся почту. Если попадется особенно чуткий прохожий, он может лично отнести найденный на улице конверт на главпочтамт, но надежды на это мало. В Тиране (Албания) экспериментаторам сказали, что их письма все равно не дойдут, оставить ли их на тротуаре или бросить в почтовый ящик. В некоторых странах так мало грамотных, что основная масса населения не понимает, что это за штука такая - письмо. Во многих странах деньги так обесценились, что монеты просто не в ходу, народ пользуется только банкнотами, которые еще хоть что-то стоят. В Киеве психологам объяснили: никто не согласится разменять бумажку, так как люди опасаются, что, пока они будут копаться в кошельке в поисках мелочи, у них вырвут из рук весь кошелек.
Но и оставшиеся три теста работают не везде. Так, в Джакарте никто не бросается помочь человеку с гипсом на ноге, так как кругом полно более тяжелых инвалидов (многие до сих пор подрываются на минах, оставшихся от военных действий). В Токио и во многих европейских городах никто не намерен помогать слепому у перекрестка, потому что светофоры снабжены специальной звуковой сигнализацией для незрячих, включающейся с зеленым светом.
Итак, на последних местах по готовности помочь стоят жители Нью-Йорка, Куала-Лумпур и Амстердама. А кто в начале списка? Это в основном жители латиноамериканских стран. На первом месте - Рио-де-Жанейро (Бразилия), за ним - Сан-Хосе (Коста-Рика). Потом, правда, идут Лилонгве (Малави), Калькутта (Индия) и Вена (Австрия).
Внутри США жители небольших городов более отзывчивы, чем обитатели мегаполисов. На отношении к ближнему причудливо сказываются и особенности местной вежливости. Так, если в Нью-Йорке прохожий заметит, что вы уронили авторучку, то резким тоном обратит ваше внимание на этот факт и тут же поскорее уйдет (бразилец сам поднимет ручку и отдаст ее вам). Чтобы помочь слепому, опасающемуся перейти улицу, типичный житель Нью-Йорка постоит рядом, дождется зеленого света, лаконично сообщит, что можно переходить, и быстро пойдет вперед. Но уж никак не станет брать слепого под руку и переводить через дорогу.
Как правило, более отзывчивы жители стран с меньшим ВВП на душу населения, со спокойным темпом жизни (он измеряется по скорости прохожих на улице) и с традиционным приоритетом общественных интересов над личными. Правда, Копенгаген и Вена относятся к богатым городам с высоким темпом жизни, но их жители всегда готовы помочь постороннему. И любопытно, что в густонаселенном и богатом Токио нашлось несколько человек, которые не бросили потерянное письмо в почтовый ящик, а взяли на себя труд лично отнести его по адресу.
В материалах рубрики использованы статьи и сообщения следующих изданий: "New Scientist" (Англия), "Bild der Wissenschaft", "Innovation" и "VDI-Nachrichten" (Германия), "American Scientist", "Psychology Today", "Scientific American" и "Wired" (США), "Ca m'interesse", "Ciel et Espace", "Recherche", "Sciences et Avenir" (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета.
Читайте в любое время