Опасность выхлопных газов мотоциклов недооценивают

Материал подготовила Екатерина Зубкова.

Исследователи пришли к выводу, что, многие мотоциклы и скутеры обгоняют по выбросу вредных частиц в атмосферу даже дизельные автомобили.

Может показаться, что выхлопные газы мотоциклов, скутеров, квадроциклов и гидроциклов не наносят такого вреда окружающей среде и здоровью людей, как автомобили. Однако исследование, проведённое сотрудниками Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), показало, что такие предположения безосновательны.

Оценив состав выхлопных газов 44 малогабаритных транспортных средств 1992—2012 годов выпуска, исследователи пришли к выводу, что, несмотря на малый объём двигателей, многие мотоциклы и скутеры обгоняют по выбросу вредных частиц в атмосферу даже дизельные автомобили. Дело в том, что выхлопные газы мотоциклов содержат высокие концентрации полиароматических углеводородов (ПАУ)* размером менее 10 микрометров. Именно такие фракции наиболее вредны для здоровья человека: они могут способствовать развитию аллергии, астмы, рака, сердечно-сосудистых заболеваний. Самые малые частицы — от 0,5 до 2,5 микрометра — особенно опасны для дыхательной системы; кроме того, они способны поглощать солнечные лучи и вызывать микроклиматические эффекты.

В ходе исследования сотрудники ДВФУ сравнивали, какие именно типы малогабаритных транспортных средств производят наибольшее количество ПАУ размером до 10 микрометров. Явной связи этого показателя с объёмом двигателя не было обнаружено, зато выяснилось, что у двухтактных двигателей он ниже, чем у четырёхтактных, а у инжекторных — ниже, чем у карбюраторных. Впрочем, это не значит, что современные инжекторные мотоциклы всегда безопаснее. Напротив, двигатель одного из самых новых мотоциклов, оснащённый системой дожигания вредных газов, оказался самым крупным поставщиком вредных фракций. Причиной этого стало использование катализаторов, снижающих общее количество выхлопных газов, но при этом провоцирующих повышенное образование ПАУ малого размера.

Дальневосточные исследователи всё же выявили некоторые марки мотоциклов, которые выделяют в атмосферу значительно меньшее количество опасных частиц по сравнению с остальными исследованными транспорт-ными средствами, однако пока эти марки не названы.

Сегодня в России и странах Азии практически отсутствует контроль выхлопных газов мотоциклов и скутеров, а между тем количество этой техники на дорогах постоянно увеличивается. Если экологические требования к двухколёсному транспорту так и не появятся, он может стать одним из ключевых источников загрязнения, особенно в небогатых странах с тёплым климатом, где такой транспорт широко распространён. Но и в России, где мотоциклы используются сезонно, проблему нельзя сбрасывать со счетов.

Комментарии к статье

* Полиароматические углеводороды — органические соединения, в химической структуре которых есть два или более бензольных кольца. ПАУ канцерогенны и могут вызывать мутации.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки