Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Хирургия сердца

П. А. Куприянов, действительный член Академии медицинских наук СССР; С. Л. Либов, кандидат медицинских наук

Здоровое сердце — сильный, неутомимый, идеально регулируемый орган, чутко отзывающийся на малейшее изменение внешних условий.

Сердце представляет собой орган, выполняющий, по существу, очень простую функцию; его можно сравнить с насосом, продвигающим кровь по организму. Движение крови происходит по двум кругам: так называемый малый круг кровообращения охватывает сосуды легких, где кровь отдает углекислоту и обогащается кислородом, а по сосудам большого круга она поступает ко всем тканям организма человека, принося необходимые для жизни питательные вещества и кислород. В крови, оттекающей от органов, собираются отработанные вещества, которые затем выделяются через легкие, почки и кожу.

Схема тока крови в сердце: 1 — аорта, 2 — легочная артерия, 3 — полая вена, 4 — легочная вена, 5 — заросший боталлов проток, 6 — левое предсердие, 7 — левый желудочек, 8 — правое предсердие, 9 — правый желудочек, 10 — полулунные клапаны, 11, 12 — створчатые клапаны.
Схема кровообращения в организме человека: 1 — капилляры верхний части тела, 2 — капилляры легких, 3 — легочная артерия, 4 — полая вена, 5 — аорта, 6 — легочная вена, 7 — капилляры брюшных органов, 8 — капилляры нижней части тела, 9 — левый желудочек сердца, 10 — правый желудочек сердца.
Схема операции, проводимой при сращении клапанов сердца.

Если движение крови остановится даже на очень короткое время, то это может привести к гибели организма. Таким образом, прекращение работы сердца равнозначно смерти.

Деятельность сердца регулируется центральной нервной системой. Но, несмотря на сложнейший нервный аппарат, управляющий им, сердце нельзя рассматривать как хрупкий, неустойчивый орган. Наш соотечественник профессор А. А. Кулябко впервые доказал, что можно заставить биться сердце, извлеченное из организма. Ему удалось оживить сердце, взятое из трупа человека.

Итак, здоровое сердце — сильный, неутомимый, идеально регулируемый орган, чутко отзывающийся на малейшее изменение внешних условий. Его заболевание обычно сразу же отражается на жизнедеятельности организма, ограничивая трудоспособность человека или даже угрожая жизни. Среди болезней сердца большую группу составляют так называемые пороки, при которых наблюдаются врожденные или образовавшиеся в результате заболевании дефекты клапанов или перегородок сердца. В одних случаях отверстие, соединяющее камеры сердца, или отверстие, находящееся на месте выхода из сердца крупных сосудов, чрезмерно сужается. Это приводит к тому, что ток крови затрудняется, и она начинает застаиваться в полостях сердца, что ведет к их растяжению. В других случаях кровь устремляется по неправильному пути или подается в сосуды в недостаточном количестве.

Нарушения кровотока при пороках сердца сказываются на жизнедеятельности всего организма. У больного появляются утомляемость, одышка, позднее — отеки. Это снижает трудоспособность заболевшего, приковывает его к постели. Есть пороки, при которых даже могучие приспособительные силы организма оказывают только временное действие; болезнь неуклонно прогрессирует.

Особенно тяжелы врожденные пороки. Многие из них приводят к гибели ребенка уже в первые годы или даже месяцы жизни.

Лекарства могут только временно поддержать сердечную деятельность больного. Но кардинально повлиять на ход заболевания можно лишь путем хирургического вмешательства.

Впервые операции на сердце были произведены при кровоточащих ранах. Хирурги давно мечтали научиться останавливать кровотечение из сердца, зашивая нанесенные ему ранения. Но решиться на это было трудно, так как в течение двадцати веков в медицине господствовало представление о том, что сердце является особым, недоступным для хирургического вмешательства органом. Впервые удачно выполнил такую операцию немецкий хирург Рен. 9 сентября 1896 года раненый, которому он зашил рапу правого желудочка сердца, благополучно перенес операцию и поправился.

С этого периода начинается усиленная экспериментальная разработка операции на сердце. Но прошло еще не менее полувека до того момента, когда начала развиваться хирургия не только ранений, но и болезней сердца. Для этот потребовалась огромная работа, проведенная исследователями — теоретиками и практиками.

Прежде всего нужно было научиться вскрывать грудную клетку так, чтобы не вызвать тяжких нарушений работы сердца и дыхания. Это состояние, опасное для крепкого организма, непереносимо для человека с больным сердцем. Но специальное обезболивание и блокада нервных стволов, разработанные советскими учеными академиком Н. H. Бурденко и профессором Л. В. Вишневским, не прекращающаяся подача кислорода для дыхания и освоение капельного переливания крови помогли преодолеть эту трудность.

Однако существовала и другая опасность. В результате хирургического вмешательства сердце часто останавливалось; необходимо было найти способ, заставляющий его заработать вновь, поддержать его деятельность. Благодаря исследованиям многих ученых, и особенно профессора А. В. Неговского, были разработаны методы оживления остановившегося сердца.

Кроме всего перечисленного выше, для успешного исхода операции хирургу необходимо точное распознавание болезни. Нужно знать, какой отдел сердца поражен, ибо без этого невозможно составить план операции. Существующие способы исследования сердечной деятельности — электрокардиография, рентгенологическое обследование — были дополнены методами зондирования и контрастного исследования сердца. Контрастное исследование заключается в том, что в полость сердца по сосудам вводится специальное лекарственное вещество, непрозрачное для рентгеновских лучей. Серия быстро следующих друг за другом рентгеновских снимков позволяет проследить движение этого вещества вместе с кровью и таким образом определить наличие нарушений сообщения между сердечными камерами, то есть установить место и степень порока Зондирование сердца представляет собой исследование его полостей через специально введенную трубку. При этом удается измерить давление и определить состав крови в различных камерах сердца и записать их электрокардиограмму. Такой метод также имеет большое значение для распознавания заболевания.

Все это обеспечило возможность оперативных вмешательств при болезнях сердца, в первую очередь его пороках. Разработкой этой области хирургии у нас впервые занялся нынешний президент Академии медицинских наук СССР, профессор А. Н. Бакулев.

Усилия хирургов были направлены в первую очередь на лечение некоторых видов врожденных пороков сердца. Это заболевание можно грубо разделить на две большие группы: так называемые белые и синие пороки. При белых пороках цвет кожи ребенка –обычный, при синих – синего или фиолетового оттенка. Вызывается это тем, что кровь, поступая в легкие через суженную легочную артерию в недостаточном количестве, окисляется плохо. Дети, страдающие синими пороками, редко доживают до 10 лет. Нерадостна жизнь ребенка и при белом пороке сердца, который заключается и незаращении боталлова протока или сужении аорты. При этом заболевании дети не могут бегать, делать резкие движения и т. д. В результате они становятся замкнутыми, угрюмыми, раздражительными, находясь всегда под угрозой развития смертельно опасных осложнений: воспаления внутренней оболочки сердца и кровоизлияния в мозг.

Сейчас хирурги, работая совместно с педиатрами, успешно излечивают врожденные пороки сердца. Результаты хирургического вмешательства лучше всего показать на живых примерах.

Первым из детей, страдающих синим пороком сердца, в нашей клинике оперировался семилетний Вова Т. Мальчик — воспитанник детского дома; жизнь его была сохранена только благодаря особому уходу и заботам окружающих. Когда он поступил в клинику, кожа его имела темнофиолетовый оттенок, ходил он с большим трудом. Так, до столовой, расположенной в 15 метрах от спальни, его приходилось носить на руках. Из-за недостаточного поступления окисленной крови к центральной нервной системе он резко отставал в развитии, плохо разговаривал.

В марте 1953 года Вова перенес операцию. В обход суженного места у выхода легочной артерии из сердца были сшиты сосуды таким образом, что в легкие устремился мощный поток крови. Цвет лица ребенка изменился уже на операционном столе: кожа приняла обычный розовый оттенок. После операции в течение семи суток, пока сердце приспосабливалось к новым условиям работы, Вова лежал в специальной палатке с искусственно регулируемым климатом, куда подавалось до 16 литров кислорода в минуту.

А уже летом того же года мы встретили мальчика, когда он возвращался из десятикилометрового похода. Сейчас он ведет совершенно нормальный образ жизни. На приусадебном участке детского дома у него есть своя грядка, которую он старательно обрабатывает, отказываясь от какой бы то ни было помощи. Мы были поражены тем, насколько лучше он стал говорить, как развился за такой короткий промежуток времени.

Восемь лет своей жизни Зоя К. провела в постели. Мир был знаком ей только через окно комнаты. В мае 1953 года она оперировалась по поводу синего порока, а в сентябре пошла в школу. Интересно отметить, что уже через месяц учительница жаловалась, что не может найти на нее управу: Зоя организовали в классе футбольную команду, а ее удары но мячу представляли серьезную угрозу для оконных стекол.

При незаращении боталлова протока операция производится по-иному. Сущность белого порока заключается в том, что вблизи отхождения от сердца крупных сосудов аорта и легочная артерия соединены мощным протоком и кровь идет не нормальным путем, а устремляется из большого круга в малый, нарушая легочное кровообращение и резко затрудняя работу сердца.

Первую операцию при таком пороке сделал в Советском Союзе профессор Ю. Ю. Джанелидзе.

У нас в клинике в сентябре 1953 года была оперирована двенадцатилетняя М. Боталлов проток осторожно выделили и перевязали тремя нитями, закрыв тем самым доступ крови. Через два месяца после операции девочку трудно было узнать Они прибавили в весе и из хрупкой и худенькой превратилась в подвижную, веселую толстушку. Обследование показало, что она совершенно здорова и нет никакой необходимости ограничивать ее в чем-либо.

Но хирурги не довольствуются лечением только врожденных пороков сердца. Все чаще производится у нас операции при приобретенных пороках, особенно при таком тяжелом, как сужение левого венозного отверстия. В этом случае происходит сращение клапанов сердца, в результате чего кровь из левого предсердия не может в достаточном количестве проникать в левый желудочек. Развивается этот порок чаще всего после ревматизма, и течение его особенно неблагоприятно: больные рано лишаются трудоспособности, состояние их быстро и неуклонно ухудшается.

Техника операции при таком пороке была разработана в блестящих работах профессора И. П. Дмитриева. Значительное число успешных операций произвел профессор А. Н. Бакулев. Сущность этой операции состоит в том, что через левое предсердие к месту сужения подводится палец хирурга, который направляет специальный нож, имеющий форму копья. Сросшиеся клапаны при незастаревших случаях разделяются пальцем, а при наиболее запущенных — ножом, и нормальная работа сердца восстанавливается.

Более сложным представляется хирургическое вмешательство, при котором необходимо прервать ненормальное сообщение между полостями, то есть зашить отверстия внутри сердца. Вскрытие полости сердца ведет к интенсивному кровотечению, угрожающему больному немедленной гибелью. Для осуществления таких внутрисердечных операций намечаются три пути.

Первый из них — выключение сердца. Делают это следующим образом: сосуды, подводящие кровь к сердцу, сдавливают, останавливая ток крови, затем вскрывают сердце, производят необходимую операцию, зашивают его и, открыв зажатые сосуды, добиваются возобновления сердечной деятельности. Но выключение сердца означает прекращение кровообращения, что уже через несколько минут ведет к гибели организма. Ясно, что в этом случае хирург имеет для операции очень мало времени. Для того чтобы избежать спешки, кровообращение во время операции поддерживается при помощи специального аппарата, работающего в тот период, когда сердце выключено. Такой аппарат был предложен профессором С. С. Брюхоненко. Сейчас этот путь внутрисердечных вмешательств разрабатывается нашими учеными.

Второй путь — резкое снижение жизненных процессов на время операций. Комбинируя наркоз и охлаждение организма, можно так понизить интенсивность деятельности его органов, что сердце, рассеченное ножом, почти не кровоточит. По окончании операции организм отогревают, и его нормальная жизнедеятельность восстанавливается. Такие экспериментальные операции уже проводились.

Наконец, третий путь — замена больного сердца здоровым, пересаженным из другого организма. В этом направлении уже сделаны первые шаги. Так, научный сотрудник Института хирургии Академии медицинских наук СССР В. П. Демихов успешно осуществил пересадку сердца у собаки, применив разработанную советскими учеными методику соединения сосудов. Но, к сожалению, пересаженное сердце живет недостаточно долго. Нужно еще много и настойчиво работать, чтобы добиться его стойкого приживления.

С тех пор, как была осуществлена первая успешная операция при пороке сердца у человека, не прошло еще и 15 лет. За эти годы хирургия сердца сделала большие успехи, и врачи все смелее и настойчивее ищут новые пути лечения сердечных заболеваний. Сейчас разрабатываются способы хирургического вмешательства при грудной жабе, то есть недостаточности кровообращения сердечной мышцы.

Первые успехи хирургии сердца свидетельствуют о том, что ученые находятся на правильном пути. Их исследования позволяют ждать новых достижений в этой трудной, но славной работе.

Рис. Л. Яницкого.

Статьи по теме

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки