«Дела врачей» в отечественной истории (давней и не очень)

Кандидат юридических наук Сергей Шишков

В стародавние времена врачеванием на Руси занимались преимущественно знахари. Знахарское ремесло сочетало в себе элементы народной медицины с магией и колдовством.

22 января 2018 года Черёмушкинский районный суд Москвы приговорил врача-гематолога Е. Н. Мисюрину к двум годам лишения свободы1. Летом 2013-го она сделала пациенту биопсию костного мозга. И хотя эта медицинская процедура, считающаяся рутинной и безопасной, была проведена практически безупречно, у пациента открылось кровотечение, приведшее к летальному исходу. По мнению многих специалистов, оказавшееся роковым осложнение относится к числу крайне редких и совершенно непредсказуемых. А потому и сами действия врача нельзя считать ни преступлением, ни даже врачебной ошибкой. Существует, однако, и другая точка зрения. Она представлена в обвинительном приговоре. «Дело Елены Мисюриной» привлекло внимание медиков, юристов, журналистов и широкой общественности. Интерес к нему объясним и понятен, ибо людьми заинтересованными оказываются в конечном счёте все — и врачи, и те, кто являются к ним на приём. Участники разгоревшейся в СМИ дискуссии, перебирая аналогичные юридические казусы прошлых лет, вспомнили даже печально знаменитое «дело врачей» шестидесятипятилетней давности. Впрочем, нашей истории известны и другие громкие уголовные процессы, в которых представители самой гуманной в мире профессии пострадали безвинно. Говоря о делах, связанных с врачами и врачеванием, нам вообще есть что вспомнить.

В. Е. Маковский. На приёме у врача. 1900 год. Частное собрание.

Часть 1.

«Буде из них кто нарочно или ненарочно кого уморят…»

В стародавние времена врачеванием на Руси занимались преимущественно знахари. Знахарское ремесло сочетало в себе элементы народной медицины с магией и колдовством. Древних русичей пользовали от разнообразных хворей кудесники, волхвы, «шептуны», «чаровники», «бабы с зелием», «ведуны» и прочие представители многоликого отечественного знахарства. Смерть пациента или его «порча» таким целителем расценивались как результат лихого зловредного чародейства. После принятия христианства киевским князем Владимиром Святославичем православная церковь повела борьбу с волхвованием и ведовством, а часть медицинских забот взяли на себя монастыри, дававшие приют убогим, увечным и больным...

Статьи по теме

 

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки