Бюро научно-технической информации. Июнь 2018 №6
В мае в Сколкове прошёл ежегодный международный робототехнический форум Robotics-2018.
В мае в Сколкове прошёл ежегодный международный робототехнический форум Robotics-2018. В этом году на нём были представлены роботизированные автономные и полуавтономные платформы для логистики складов и производств, высокоточной навигации в помещениях и на дорогах, сортировки мусора, диагностики линий электропередачи, управления летательными аппаратами, изучения подводного мира и даже создания других роботов. Среди медицинских роботов оказались производитель экзоскелетов, робот-пациент, манипулятор и биоэлектрические протезы. Корреспондент «Науки и жизни» Ольга Баклицкая-Каменева рассказывает о некоторых интересных разработках.Робот «канатоход» заявляет о себе «Канатоход» — роботизированный комплекс для диагностики высоковольт-ных линий электропередачи, разработанный уральскими инженерами, прошёл успешные испытания на площадках электросетевых компаний. Беспилотник в автономном режиме может быстро искать неисправности, сообщать о них оператору и в будущем даже устранять их. И всё это — без отключения ЛЭП и риска для жизни персонала (см. «Наука и жизнь» № 8, 2017 г., статья «Путеводитель по беспилотникам»).
Общая протяжённость воздушных линий электропередачи в России превышает 2,5 млн км, не считая местных распределительных сетей. На их обслуживание тратятся огромные средства. Роботизированный комплекс для диагностики высоковольтных линий электропередачи, созданный в УрФУ (Уральский федеральный университет), даёт возможность увеличить эффективность работы на порядок. Это устройство на основе квадрокоптера, поднимающееся в воздух, например, с автомобиля — передвижной базовой станции, в которой могут располагаться пункт управления, зарядная система и сервер. Взлетев, квадрокоптер стыкуется с силовым проводом ЛЭП, отключает мотор, чтобы не тратить энергию, и самоходная тележка, как канатоходец, передвигается по проводу за счёт колёсного модуля, исследуя по пути состояние электролинии. Измерительные приборы на борту беспилотника — оптическая и УФ-камеры, тепловизор, лидар и магнитный сканер — выявляют видимые и невидимые дефекты: износ изолятора и посторонние предметы, места перегрева и локальные пробои изолятора, предотвращая системные аварии. Экономный режим движения «Канатохода» со средней скоростью около 5 км/ч позволяет использовать квадрокоптер с аккумуляторами на борту на протяжении нескольких часов. Предусмотрена и зарядка от линии электропередачи. Оператор может следить за работой сразу нескольких роботов удалённо, за компьютером, или подстраховывать с пультом управления в полуавтоматическом режиме на земле. С помощью специального программного обеспечения можно запланировать траекторию движения устройства, выбрать объекты и технологию контроля ЛЭП. Результаты диагностики: видеосъёмки, лазерного, тепловизионного и магнитного сканирования — сохраняются в базе данных.
Статьи по теме
Продолжение статьи читайте в номере журнала