Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ЭКИПАЖ ДЛЯ НАСЛЕДНИКА

М. ДМИТРЕВСКИЙ, заместитель директора Дома быта в Новокосине (Москва).

Вот уже больше пятнадцати лет мы в нашей мастерской на окраине столицы выслушиваем жалобы по поводу сломанных вещей. Мы их ремонтируем. Больше всего обид на детские коляски.

Одна из последних моделей - детская коляска, напоминающая компьютерное кресло.
Коляска для двойняшек пригодна для езды лишь по идеальной поверхности. Да и в двери с таким экипажем проходить трудно.
У этого варианта и габариты иные, и колеса побольше, значит, и проходимость лучше.
Классическая недорогая коляска, конструкция которой не изменялась несколько десятилетий. Стальная крестовидная рама подвешена на простом шасси, нерегулируемая по высоте ручка. Простота и надежность.
Качественный трансформер, годный для прогулок не только по асфальту.
Прогулочная коляска-трость. Маленькие колесики, маленький вес; предназначена для детей, уже умеющих ходить. В транспорте перевозится свободно.
Трехколесная коляска смотрится весьма современно.
Ненадувное большое колесо на пластмассовых втулках. Вариант совершенно беспроблемный, безотказно служит много лет и к тому же недорогой.
Надувное 12-дюймовое колесо с подшипниковой втулкой. Наличие подшипника можно определить по оси, выглядывающей из колеса.
Шарнир регулировки ручки по высоте. Деталь очень распространенная и самая ненадежная в конструкции коляски.
Крестообразная рама - напоминание о классике. Все остальное - современные усовершен ствования: регулируемая ручка, способы крепления подвески, кузова и даже ручной тормоз.

Коляска - вещь недешевая, но в определенный период жизни семьи абсолютно необходимая. К сожалению, многие совершают такую важную покупку впопыхах, что нередко объясняется "народной" приметой: нельзя покупать коляску до рождения ребенка. После же рождения транспорт для прогулок и походов в поликлинику нужен незамедлительно - отсюда и спешка. Эти противоречия можно примирить (к счастью, дефицита колясок пока не наблюдается): подготовка не спеша и трезво проводится до рождения, а уж сама покупка - сразу после. Кстати, если вы ждете двойню, то и обдумывать нужно вдвое тщательней. Выбор двойных колясок гораздо скромней, пользоваться ими труднее - нагрузка выше.

Часто коляску дарят молодым родителям родственники или друзья, и это не всегда правильно. Подобрать коляску так, чтобы она была для младенца сродни материнским рукам, ничуть не проще, чем модную удобную обувь, но ведь обувь не дарят. К тому же придется учитывать не только технические данные, но и то, как будет сочетаться расцветка коляски со стилем одежды молодой матери. Гораздо лучше субсидировать покупку или купить вещь, выбранную на общем совете.

Итак, если потомство уже прибыло или вот-вот осчастливит вас своим появлением и разговоры о коляске перешли в практическую плоскость, то прежде всего вам надо решить, что должна "уметь" коляска, а чем можно пожертвовать. Какой суммой вы располагаете? Для начала возьмите бумагу, ручку и постарайтесь расписать ваш обычный день с ребенком. Какое место там займет коляска. Отдельно распишите нетипичный, но возможный ход событий, например поездку в отпуск.

Вот примерный вариант:

1. Ночь. Где стоит коляска? Сколько места занимает, удобно ли ее туда ставить и доставать?

2. Все встали, началась утренняя беготня, не мешает ли коляска теперь?

3. Идем гулять. Есть ли грузовой или пассажирский лифт? Будут ли вам помогать вынести коляску? Войдет ли она в лифт в разложенном или только в сложенном виде?

4. Где будете гулять? Тут надо учесть все: город, дача, парк, собираетесь ли заходить в магазин с коляской.

5. Особенности климата.

6. Ваши физические возможности: придется толкать коляску по песку и снегу, спускаться в подземные переходы, взбираться на бордюры…

7. Возвращение с прогулки: во-первых, подниматься домой трудней, чем спускаться, во-вторых, в плохую погоду колеса сильно пачкаются.

8. Как поместить младенца и коляску в машине?

Для составления такого плана будут очень полезны советы знакомых, имеющих личный опыт. Когда ваше мнение устоялось, пора отправляться в магазин или на рынок на разведку.

Далеко не все подходят к покупке обдуманно, многие руководствуются "голосом сердца". И огорчает людей в случае поломки, скорее, даже не необходимость ремонта, а обманутые надежды. Приходит в мастерскую хозяин сияющей лаком "иномарки" ценой под 1000 долларов. Все время, пока оформляется квитанция и определяются повреждения, владелец сетует: "Такая дорогая, а все равно сломалась!"

Увы, дорогие вещи тоже ломаются. Но на основе многолетнего опыта могу заверить: за 8-12 тыс. руб. можно купить отличную коляску, обладающую всеми необходимыми функциями. Вот дешевле, пожалуй, уже не стоит. В данном диапазоне цен покупателя ждет не только достаточное качество, но и почти всегда гарантийный сервис. Хотя нужно сказать, что коляски подороже имеют лучший сервис и там зачастую не спорят о причинах поломок, а просто бесплатно их устраняют.

Закончив преамбулу, перейдем к некоторым общим моментам.

Много раз я читал и слышал о необычайной проходимости колясок на надувных колесах. Но гораздо чаще приходится выслушивать жалобы мамаш, вынужденных тащить коляску с проколотым колесом в мастерскую для ремонта. Только в этот момент они обнаруживают, что у колясок не бывает "запаски", и начинают завидовать подругам, катящим своих чад на литых колесах и ничего не знающим о проколах и необходимости регулярной подкачки. Сравнивая коляску с вездеходом, агитаторы скромно молчат о моторе. У коляски в отличие от "джипа" его нет. Вам самим придется толкать свой воз с налипшими на зубастые широкие колеса огромными комьями грязи. Кстати, задумайтесь: стоит ли гулять с коляской по болоту или по снежной целине и хватит ли у вас самих той самой проходимости?

А вот еще одно чудесное заблуждение: коляска должна быть высокой, чтобы ребенку не пришлось дышать выхлопами машин. А насколько высокой? Чтобы действительно почувствовать пользу, то этажа до пятого, лучше выше.

Приходилось слышать уже не от одной спортивной дамы: "Купили, де, "беговую" коляску (да, есть и такое название, чаще всего трехколесные с ручным тормозом), а побегать не удалось - слишком неудобно". Сами виноваты, голубушки. У молодой матери и коммерсантов цели совершенно разные. Бег - самостоятельное дело, а прогулки с коляской требуют совсем других скоростей и маршрутов.

Бытует мнение о красоте тележек на маленьких колесиках. Красота и мода - дело тонкое. Жаль, колеса-малютки плохо сочетаются с ямами-гигантами и сугробами-великанами. Для долгих прогулок даже по асфальту "мелкоколески" малопригодны, они тяжелы на ходу (если три колеса катятся "не очень", то как покатятся шесть или восемь?), излишне вертки, шумны.

Все вышесказанное не означает, что они совсем плохи, наоборот. Легонькая колясочка занимает совсем мало места, недорога, ее можно без хлопот брать с собой в общественный транспорт. Она пригодится, когда ребенок научится немного ходить. В этом возрасте шалуны бегут только туда, куда их влечет жажда познания, а не туда, куда нужно маме. Тут-то маленькая колясочка будет просто спасением. Но на коляски на маленьких колесиках для грудничков даже не смотрите. Они из тех краев, где мостовую моют шампунем, а зимы вовсе не бывает.

Для новорожденных потребуется коляска непременно с плоским ровным дном кузова и высокими бортами. Как говорил Генри Форд, "можно заказать любой цвет автомобиля при условии, что он будет черный!" Правильные дно и борта - непременное условие здоровья и безопасности вашего малыша, независимо от всех других особенностей и устройств коляски. Колеса должны быть радиусом не меньше 12 дюймов (30 см), можно литые, хорошо иметь пару поворотных, иначе придется, налегая на ручку животом, приподнимать одну ось при смене направления движения. Чем большего диаметра колеса, тем легче преодолевать мелкие препятствия вроде ямок и ухабов. Ход будет заметно плавней, а износ меньше.

Вам не кажется портрет описанной коляски до боли знакомым? Правильно, вас самих катали в такой же. Это классика, десятилетиями существования доказавшая свою несомненную надежность. На основаниях таких колясок, найденных на свалках, дворники потом еще несколько лет возят палую листву. Если приобретете классическую коляску, да еще с колесами на шарикоподшипниках, она послужит не только второму, но и третьему отпрыску.

Сочетание в разных вариантах узлов двух рассмотренных типов колясок (грудничковой и легкой прогулочной) дает все многообразие всех существующих типов и разновидностей детского транспорта.

С прискорбием заявляю: высокие технологии и космические материалы не применяет никто из производителей колясок. Объяснить причины этого я не могу, ведь в велосипедах за равную дорогим коляскам цену есть все: и легкие крепчайшие рамы, и точнейшая механика, и прекрасные могучие тормоза.

Подавляющее большинство колясок собрано на заклепках, а значит, не рассчитано на ремонт, тем более в домашних условиях. Запасные части есть только в гарантийных сервисах, да и то не все. На рынке можно отыскать колеса и шарниры для ручек, которые самостоятельно менять совсем не просто. Здесь процитирую часть инструкции от швейной машины 1904 года выпуска: "Некоторые дамы пребывают в заблуждении, будто, разбирая машину, делают ее лучше". Не устарело! Если вы не уверены в своих силах, даже не начинайте ремонт. Иначе последующий ремонт в мастерской обойдется вдвое дороже.

Так что лучше избегать поломок. Вот несколько советов, как этого добиться:

- поддерживая оси колес и втулки в чистоте и регулярно их смазывая, вы увеличите срок их службы не на проценты, а в разы;

- не используйте ручку коляски как рычаг при преодолении препятствий, особенно если она регулируемая;

- прежде чем отправиться на первую прогулку, тщательно ознакомьтесь с конструкцией коляски, опробуйте ее механизмы, не выходя из дома. Доверяя коляску другим членам семьи, подробно объясните правила пользования. Лучше показать, за что надо дергать и где нажимать, чем потом ремонтировать;

- у колясок с раздвижными рамами обязательно протирайте подвижные трубки после прогулки, иначе они сначала поцарапаются, а потом из-за попавшей между ними грязи заклинят.

Родители, имеющие близнецов, жалуются очень редко, они стойко терпят многочисленные неудобства. Ожидая двойню, уместно знать о будущих трудностях и выбрать соответствующую коляску. Главная беда сдвоенных колясок заключается в использовании производителями тех же самых, без переделки, деталей и узлов, что и в одноместных колясках. Нагрузки же на двойную из-за плохой маневренности и необходимости прикладывать значительные усилия увеличиваются более чем в два раза! Поэтому при выборе коляски для близняшек основным фактором должна быть надежность. Регулируемые ручки, маленькие колеса, мудреный каркас и хитрые подвески вряд ли будут служить безотказно. С двойней трудно проезжать двери, особенно пока малыши только лежат. Вот когда подрастут, можно выбрать прогулочную со схемой "друг за другом". Такие коляски, похожие на байдарку-двойку, легко преодолевают узкие места.

Бывшие в употреблении коляски покупать не стоит, разве только у знакомых и в состоянии, ничем не отличимом от новой. Лучше уж приобрести классом пониже, но новую. Будет хотя бы гарантия.

Детским коляскам не чужда определенная экзотика. На некоторые модели ставят проблесковые маячки, на другие (перед ребенком) - что-то вроде клавиш музыкального инструмента: хлопая ладошками по кнопкам, дитя извлекает гудки разных тонов и веселится от души. Однажды держал в руках коляску с встроенной магнитолой и выдвижным зонтиком, совмещенным с табуреточкой для мамы. Очень редки двухколесные экземпляры, что-то вроде мягкой совковой лопаты на двух колесах по бокам. Стильно выглядит коляска на громадных тоненьких колесах с грациозно выгнутой ручкой, ни дать ни взять экипаж для прогулок Государыни Императрицы с наследником престола.

На одной выставке демонстрировали нечто похожее на "гибрид" сервировочного столика и игрушечной машины: передние колеса размером с детский кулачок, задние чуть покрупней. Ребенок (кукла) лежит в маленькой пластмассовой коробочке, такой маленькой, что, наверное, если положить туда плюшевую игрушку, мальцу места уже не останется. Это чудо колясочной мысли катали исключительно по ковровой дорожке, там ей и место.

Если ваша семья состоит не из принцев, фей и гномов, лучше такими чудесами любоваться со стороны.

А теперь поговорим подробнее о частностях.

Колеса

Чем колесо больше, тем оно лучше. Большим я называю колесо диаметром от 12 дюймов, маленьким - менее 10 дюймов. Колеса взаимодействуют с дорогой или ее отсутствием и изнашиваются в первую очередь. От колес зависят легкость хода, маневренность и во многом плавность хода. Колеса при покупке коляски вызывают и больше всего вопросов.

Большинство колясок передвигаются на четырех колесах, это возможно оптимально: устойчиво, легкий ход (при качении по песку или снегу прокладывается только две колеи), во многих местах есть двухколейные съезды, привычно, в конце концов.

В активе трехколесок - спортивный, нетрадиционный вид, возможность, приподняв за ручку задние колеса, катить коляску, как садовую тачку, по узкой тропинке. В поликлинику или метро вы будете въезжать, наоборот, приподняв переднее колесо. Пассив выглядит повнушительней. Три колеи затруднят въезд, например, в переход по направляющим. Преодолевать сыпучий грунт на трехколеске трудней, чем на четырехколесной. Невозможность пропустить между колесами мелкое препятствие вроде камня или лужицы сделает прогулку менее приятной.

По восемь и шесть колес чаще всего имеют чисто прогулочные коляски. Катить такой "табун" затруднительно даже по приличной дороге, а по песку мучительно. Принцип прост: чем больше следов оставляет коляска, тем трудней ее катить.

Надувные или монолитные?

Явных фаворитов нет, и у тех и у других свои достоинства. Пневматика легче переносит громыхание по лестницам, у густматиков (ненадувных) не бывает проколов, вот и вся разница. Проходимость при одинаковых размерах колес абсолютно одинаковая. Чем колесо больше (не шире), тем легче преодолевать препятствие, легче и плавнее ход, меньше износ. Будущим владельцам надувных колес следует обратить внимание на отсутствие запасок и насосов. Мне это совершенно непонятно: у машины тоже четыре колеса, а запаска есть. В большинстве случаев проколотые колеса можно ремонтировать самостоятельно, это ничуть не трудней, чем у велосипеда. Главное, бортируя колесо, не пользуйтесь никакими острыми железками, покрышка снимается и ставится легко. Если не хотите сами, можно обратиться в шиномонтаж (желательна не горячая вулканизация, а спецзаплатки). Давление в колесах должно быть 1,5-1,7 атм. Лучше покупать коляску, имеющую систему накачки, как у автомобиля, тогда вы сможете пользоваться обычным автонасосом. Если на колесах велосипедные ниппели, разумно купить переходник (стоит рублей 10 в вело- и спортмагазинах), позволяющий тоже использовать автонасос.

Какая втулка лучше

Безусловно, на шарикоподшипниках. Долговечность и легкий ход их - несомненные плюсы, минус один - высокая цена. Шарикоподшипниковую втулку можно узнать, даже не видя подшипников. При снятом колесе из него торчит ось. С такими втулками вы смело можете рассчитывать не на один год службы.

Из чего сделан обод - алюминия или стали, - не имеет большого значения, в моей практике проблемы с ободами возникали только от внешних причин, вроде падения на коляску нетрезвого соседа.

Управляемые или неподвижные

Хороши большие управляемые колеса с солидным механизмом фиксации в прямом направлении. Также существуют модели с подруливающими колесами. Это когда в зафиксированном прямом направлении остается возможность подправлять курс коляски в небольших пределах. Неплохо зарекомендовала себя схема, при которой колеса относительно рамы неподвижны, но сама рама как бы складывается в середине.

Хорошо сделанные большие управляемые колеса позволяют поворачивать коляску, не налегая на ручку. Это особенно важно для близнецовых колясок. Также уменьшается возможность погнуть трубы ручки или сломать шарниры регулировки.

Большие неуправляемые колеса тоже вполне допустимы; надежность и простота конструкции, особенно при стальной раме и отсутствии шарниров в ручке, позволяют вам ни о чем не беспокоиться, в управлении придется потратить немного больше сил.

Для прогулочных легких колясок на маленьких колесиках вариант с неподвижными колесами даже предпочтительней. Сами по себе они гораздо легче других, поэтому управление не требует особых усилий. Подросший ребенок много времени ходит уже сам, а пустая коляска почти невесома.

Тормоза

У большинства колясок с крупными колесами стояночные тормоза вполне надежны, смотрите только, чтобы вам было удобно и не портилась обувь при их использовании. С маленькими колесами все, как всегда, на порядок хуже.

На многие добротные коляски, естественно, с большими колесами устанавливаются ручные рабочие тормоза. Это очень удобная вещь, особенно при спуске (да и на подъеме, чтобы передохнуть): не придется упираться, как лошадь с телегой на косогоре. Ручной тормоз особенно оценят изящные мамы, вес которых не достиг шестидесяти килограммов. Нажимая тормоз рукой, вы позволите коляске скатываться с удобной скоростью.

Подвеска

Предпочтительна именно подвеска. Нужно, чтобы кузов висел, а не стоял на раме. Возможны металлические элементы, допустимы пластмассовые. Ремни - вчерашний день, слишком быстро перетираются. Очень желательно устройство блокировки качания. Когда ребенок спит и никуда не едет, пусть коляска максимально будет похожа на кроватку.

Рама

Рам существует великое множество. Чем в раме меньше пластика, тем лучше. Стальные рамы надежней алюминиевых, а весят они, что удивительно, одинаково! Самые надежные - крестовидные рамы, этот тип используется как минимум лет сорок, яркий его представитель - модели производства ГДР, на которых возили еще нынешних родителей. Для близнецовых колясок крестовидная рама тоже вполне подходит.

Вариант со скользящими одна вдоль другой трубами не так надежен, при небольшом изгибе собрать или разобрать коляску будет трудно.

Остальные типы со сложной кинематикой в раскладывании не просты и не очень-то надежны. Именно про такой случай говорят: сначала надо хорошенько каши накушаться.

Важный узел рамы - замки складывания. Наилучший вариант - когда рычаг управления замками размещен на ручке, но при необходимости можно открыть замки рукой непосредственно. Если замки скрыты, приходится надеяться на надежность, а если заедают - нести в ремонт.

Многие коляски имеют замки без дистанционного привода. Надо тянуть их, чаще всего упираясь животом в ручку, а руки вытянув до предела. Да еще и перегнувшись пополам. Однако такая система, хотя и не очень удобна, зато вполне надежна.

Механизм регулировки спинки

Регулировать спинку приходится очень часто, прежде всего, чтобы уложить ребенка спать. Подросшие дети очень любят трясти спинку или опираться на нее. Поломка механизма регулировки спинки - довольно частый дефект. Лучше всего, если устройство будет сделано по схеме, когда металлическая скоба ходит по металлическим же зубьям. Пластмассовые шарниры, похожие на шарниры в ручках, зимой нередко ломаются.

Механизм открывания навеса (он же тент и капюшон)

Механизм очень нежен, в этом он похож на механизм наклона спинки, но в нем еще меньше металла. Чаще всего ломаются ножки трещоток, которыми капюшон крепится к каркасу. Покупая коляску, лучше выбирать такую, у которой манипуляции с капюшоном не требуют усилий. Иначе поломка неизбежна. Лучше всего, если в вашей коляске будет предусмотрено бесшумное изменение положения капюшона, это значит, что на время манипуляции трещотки отключены и не мешают капюшону двигаться, а когда нужное положение установлено, оно будет надежно зафиксировано.

Механизм регулировки ручки по высоте

На очень многих колясках ручку можно отрегулировать по высоте. Такая регулировка нужна не только для удобства "водителя", но и, например, для погрузки коляски в багажник машины или в маленький лифт. Обычно на ручке с двух сторон стоят шарниры с кнопками, чем-то похожие на локтевые суставы рук, но бывают и раздвижные ручки. Шарниры - наиболее часто ломающаяся деталь детской коляски. Это касается и дешевых, и очень дорогих колясок. Поэтому лучше обойтись без них. Если же регулировка действительно часто необходима, постарайтесь выбрать модель с самыми толстыми шарнирами, и желательно, чтобы на них были металлические накладки. У колясок с раздвижными ручками таких проблем нет, но, если трубы ручки погнутся, регулировать их будет очень сложно.

Ремонт и модернизация

Подавляющая часть колясок собрана на заклепках. Из этого следует: на серьезный ремонт, тем более собственными силами, рассчитывать не стоит. В конструкции нет никаких масленок, регулировочных устройств, компенсирующих износ деталей в процессе эксплуатации. Коляска или дотянет до срока, или сломается и будет заменена другой. Запасные части - очень большая редкость и бывают только в сервисном центре данной модели, да и то далеко не все. Правда, на рынках можно купить колеса к самым массовым моделям и кое-какие детали, но установить их вовсе не просто.

Для зимы существует замечательная вещь - маленькие лыжи на колеса, они легко надеваются и еще легче снимаются. В крупных городах понадобятся они или нет - не известно, а вот в многочисленных местах, где снег не чистят, им просто нет цены.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: с лыжами тормоза коляски совершенно бесполезны!

Если умелому папе разгуляться на ниве модернизации коляски особенно негде, то для мамы полный простор для творчества. Нашив в нескольких местах кузова светоотражающую ленту (если нет светоотражателей), обезопасите себя и ребенка от случайного наезда в темноте. В свете фар вас будет отлично видно на большом расстоянии. Полезно купить тросик с замком, чтобы не провоцировать нечистых на руку граждан, когда коляска останется без присмотра.

Можно сшить отличные и оригинальные фартуки для спасения от мороза и ветра, броскими тканевыми деталями превратить обшивку и свою одежду в единый изящный ансамбль. Дерзайте - и вы будете абсолютно неповторимы.

Цена за коляску не всегда является мерилом ее качества. Мне приходилось видеть одинаково качественные изделия, цена на которые отличалась почти вдвое!

Российские коляски ничем не уступают зарубежным. Вообще, сейчас страна-изготовитель - понятие относительное. На этикетке с вполне русским названием где-нибудь внизу маленькими буквами может быть написано: "Изготовлено в Китае по заказу…"

Китайские производители широко представлены в наших магазинах и вполне достойно выглядят. Разумеется, речь идет не о подделках, которые чаще всего обозначаются искаженными названиями известных марок. Да и вообще, приобретая в долгое пользование вещь, не спешите, на рекламу смотрите с юмором, почаще задавайтесь вопросом: "Пусть она это может, а нам-то нужно ли?"

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки