ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ
Л. РЕЗАНОВ, кандидат педагогических наук, руководитель Детской академии русской культуры Центра образования "Сабурово".
Хотя музей существует уже пятнадцать лет, практически со дня основания школы, его официальное открытие состоялось 2 октября 2002 года после получения сертификата и присвоения статуса музея образовательного учреждения.
А началось все с частной коллекции супругов Величкиных, которую они стали собирать в 70-е годы, будучи студентами Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. В ту пору Галина Андреевна и Владимир Сергеевич много путешествовали по русскому Северу, увлекались народным искусством и изучали его. Особенно любили бывать на Соловках. Говорят, кто хоть раз посетил острова Соловецкого архипелага в Белом море, заболевает таинственной "болезнью": тянет туда снова и снова. Природа здесь удивительная: кедры, березы, лиственницы, неповторимая живописная изрезанность берегов, валунные отложения вдоль моря, красивейшие озера. Недаром художники приезжают сюда на этюды. Много акварелей написали здесь и супруги Величкины, запечатлев овеянные легендами величественные сооружения Соловецкого монастыря, великолепные уголки ботанического сада, Свято-Вознесен скую церковь - маяк на горе Секирной.
Из поездок по России всякий раз привозили глиняные и деревянные игрушки, прялки, берестяные туеса, домотканые полотенца. Что-то получали в подарок от мастеров, что-то приобретали в обмен на продукты. Когда Галину Андреевну пригласили работать в Центр образования "Сабурово" заместителем директора по учебно-методической работе и преподавателем изобразительного искусства, основную часть домашней коллекции она подарила школе, чтобы изделия народных промыслов можно было использовать как наглядные пособия на уроках рисования, технологии (раньше они назывались уроками труда), дополнительных занятиях по изучению мировой художественной культуры и изобразительного искусства. (Кстати, сабуровский музей - второй по счету, созданный Галиной Андреевной, первый в начале своей педагогической деятельности она организовала в одной из школ Измайловского района Москвы.)
Сегодня в музее более полутора тысяч экспонатов. Дело Галины Андреевны, рано, к сожалению, ушедшей из жизни, продолжил ее муж. Пять лет назад, выйдя на пенсию, Владимир Сергеевич пришел работать в школу педагогом - организатором музейного дела, а также преподавателем кружков линогравюры, рисунка и дизайна, с которым он (член Союза дизайнеров Москвы) хорошо знаком.
Уже не один год при музее существует совет из инициативной группы учащихся академии. В нем есть общественный директор, экскурсоводы, ответственные за разделы экспозиции, фотограф, художники-оформители, архивариус, библиотекарь и хранители фондов. Надо видеть, как увлеченно рассказывают ребята о предметах деревенского быта, народной игрушке, крестьянских ремеслах и промыслах.
На экскурсию в музей может прийти любой человек. Вход бесплатный. Занятия здесь проводят как для своих учащихся, так и для детей из других московских школ.
В большом зале музея представлены в основном предметы быта: народные костюмы, лапти, домотканые рушники, глиняные горшки, чугунки, расписной сундук с приданым, рогачи и ухваты, маслобойки и рукомойники, веретена и челноки для ткацкого станка.
Нынешним мальчишкам и девчонкам в диковинку, что предками утюга были рубель и скалка: белье накручивали на скалку и, придерживая ее на столе одной рукой, сверху другой рукой катали рубель - деревянную доску с поперечными желобками. По соседству с этими экспонатами стоят утюги, работавшие на углях, закладываемых внутрь. Ими гладили в конце XIX - начале XX века.
А вот светец - подставка для лучины. О таком незамысловатом осветительном приборе, закрепляемом на стене, сегодня даже многие взрослые имеют смутное представление.
Один из самых ценных предметов в музее: прялка с мезенской росписью, привезенная из города Мезень. Казалось бы, вещь достаточно функциональная. Чего, мол, ее расписывать? А за этим было настроение, предпочтение художника. Возможно, эту прялку какой-то парень сделал в подарок своей девушке. Украшенная росписью вещь несла пожелание добра, успеха, счастья.
В малом зале - коллекция глиняной, деревянной, соломенной, тряпичной народной игрушки. Замечательные дымковские, филимоновские, жбанниковские свистульки и громотушки, богородские резные фигурки.
Здесь же архангельские козули - традиционные северные фигурные пряники. Их раньше вешали на рождественскую елку, а также дарили детям за исполнение колядок. Хотя в старину на Руси в каждой местности пекли свои, фирменные пряники, самыми покупаемыми в новогодние праздники всегда были рождественские козули, возами вывозимые из Архангельска по всей России. В видеотеке музея есть фильм об архангельской мастерице Руфине Федоровне Пронченковой. В прошлом году она приезжала в школу на Всероссийскую детскую открытую научно-практическую конференцию "Соловки вчера, сегодня, завтра" и проводила мастер-класс, где не только подробно рассказывала о козулях, но и показывала каждый этап их приготовления. Выпечка таких пряников была семейным занятием. Женщины замешивали на патоке тесто и готовили сахарную глазурь. Мужчины делали из узких железных полосок формы-резцы - контурные изображения животных, птиц. Расписывали пряники и стар и млад. Обычай требовал сохранять подарочные козули на счастье до следующего нового года.
В последнее время коллекция музея пополняется благодаря этнографическим экспедициям Детской академии русской культуры, которая существует в школе с 1995 года и в создании которой принимала самое деятельное участие Галина Андреевна Величкина. Серьезную поддержку этой общественной организации оказали доктор педагогических наук, профессор Тамара Яковлевна Шпикалова и руководитель Управления образования Южного округа Нина Григорьевна Минько. Юных "академиков" в школе около 200, практически каждый десятый ученик.
За восемь лет работы академия провела 23 этнографические экспедиции в самые разные уголки нашей страны. Ребята вместе с педагогами побывали в Каргопольском, Вельском, Шенкурском, Соловецком районах Архангельской области, в Новгороде и Ростове Великом, в Переславле-Залесском и Костроме, в Твери и Торжке... В каждом регионе они открывали для себя крестьянские и монастырские ремесла, знакомились со старинными обрядами и ритуалами. А еще приобретали навыки поисково-исследовательской работы.
Нередко школьникам приходилось заниматься общественно-полезным трудом, заботиться об экологическом состоянии природы в тех местах, где базировался лагерь. Например, очищать берега Плещеева озера от стекла и мусора, разгребать завалы Никитского монастыря в Переславле-Залесском, Пежемского храма в Архангельской области, работать на полях Хутынского монастыря в Новгородской области, колоть и укладывать дрова в Соловецком музее-заповеднике.
Встречаясь в экспедициях с народными мастерами, ребята записывают их воспоминания, снимают видеофильмы об их творчестве. А потом на занятиях в академии сами пробуют расписывать доски, лепить из глины игрушки, вырезать из деревянных болванок фигурки медведей, петушков и лошадок, шить лоскутные одеяла. Сделанные детскими руками изделия красуются в музее наравне с работами профессионалов. Как-то путешествуя по Малым Карелам, школьники были настолько поражены красотой Георгиевской церкви, что решили запечатлеть ее на фотопленку и зарисовать. Вернувшись домой, задумали сделать макет этой церкви из тонких деревянных реечек от жалюзи. Кропотливая работа продолжалась почти год. Теперь макет церкви экспонируется в малом зале музея.
В Детской академии отдают предпочтение тем видам народных промыслов, которые доступны, понятны детям и достаточно просты по технике исполнения. В основном это мезенская и городецкая росписи, геометрическая резьба по дереву, мелкая пластика из глины, лоскутное шитье. Что это дает ребятам? Они задумываются о том, кем стать, развивают в себе природные таланты, учатся разбираться в хитросплетении эпох, технологиях ремесел прошлого, эстетической культуре русского народа. Приобщение к народному творчеству формирует у учеников чувство национального достоинства и гордости за свою страну. С одной стороны, они соприкасаются с архаичным искусством, а с другой - без истории нельзя двигаться дальше. Иначе можно превратиться в Иванов, не помнящих родства.
Стереофото экспонатов из Музея народного декоративно-прикладного искусства.
Читайте в любое время