"ПТИЧКИ-НЕВЕЛИЧКИ"

Л. ИСАЧЕНКО.

Так называют обыкновенных перепелок, самых мелких птиц из числа пернатой дичи. Дикого перепела пытались приручить, но безуспешно. Зато удалось получить ряд разновидностей домашних перепелок. Держать их несложно даже в городской квартире, но птицам должно быть уютно в их жилище - это относится и к "домику", и к пище, и к температурным условиям. Отменная репутация и у перепелиных яиц, они содержат массу полезных веществ, отчего рекомендуются для диетического питания. С давних пор используют перепелиные яйца для омоложения кожи.

Японские перепелки. По форме и окраске похожи на своего дикого предка.
Китайская расписная перепелка. Ценится за красоту оперения и приятное пение. Особенно красивы самцы (на фото слева). Окраска самки скромнее и очень похожа на окраску самки японской перепелки.
Клетка для перепелок из оцинкованной жесткой сетки, размер ячеек около поилки 30x30 мм.
Загончик для птенцов. <...>
Деревянная клетка для перепелок. Верх затянут пластмассовой сеткой. В качестве поддона можно использовать листовой (не волнистый) стеклопластик, для пола - сетку с ячейками 10x10 мм.
"Маки и перепелка". Работа японского художника, мастера цветной ксилографии Андо Хиросиге (1797-1858).
Виргинская перепелка.Фото В. Романовского.
Английская перепелка: слева - белая, справа - черная.

Перепелка всегда привлекала человека своей вечерней песней. Летом на нескошенном лугу или засеянном поле часто слышится ее выразительный голосок и угадываются слова: "спать пора". Впрочем, в старину людям казалось, что птичка выговаривает другое: "подь-полоть". Поет самец, дело самки - выводить птенцов, поэтому она ведет себя тихо, не выдавая своего гнезда. Знатоки уверяют, что не все перепела поют одинаково. У них, как и у людей, разные тембр и сила голоса. У одних он чист, громок, и их слышно за версту, у других - нежен и более приятен. В песне перепела не услышишь чего-то особо привлекательного, тем не менее во все времена его пение любили и держали птицу дома в клетках. Знаток природы писатель С. Т. Аксаков писал: "Даже теперь в Москве по некоторым небольшим улицам и переулкам, сквозь стук колес и гам народа нередко можно услышать голос перепела. Нечего и говорить, что этот жалкий, заглушаемый шумом крик не похож на звучный вольный перепелиный бой (слово из охотничьего лексикона) в чистых полях, в чистом воздухе и тишине. Как бы то ни было, только на Руси бывали, а может быть, и теперь где-нибудь есть страстные охотники до перепелов, преимущественно купцы: чем громче и чище голос, чем более ударов сряду делает перепел, тем он считается дороже. Я слыхал, что в старину плачивали по сту рублей за отличного перепела".

Сегодня не слышно, чтобы в России особо увлекались перепелиной песней, а вот в Узбекистане, несмотря на сложности современной жизни, местное население держит перепелов дома именно ради их пения. Пристрастие к этому пению идет из глубины веков.

"Птичку-невеличку" теперь чаще держат ради ее мелких, но необычайно полезных яиц. Правда, в качестве несушки используют не обыкновенную дикую перепелку, а специально выведенную из нее японскую перепелку. В начале века японские селекционеры сделали ее отменной несушкой.

По оперению японские перепела очень схожи с дикими сородичами. Взрослого самца от самки отличают по окраске. У самцов перья шеи и горла ржаво-коричневые, на груди - светло-коричневые, без пестрин. У самок передняя часть тела светлее, на груди - мелкие черные пятнышки. Взрослый перепел весит примерно 120 г, перепелка - 140 г. Самки могут откладывать за год 250-300 яиц.

В Россию японские перепела были завезены в 1964 году. За прошедшие 40 лет птицеводы-любители вывели множество цветных разновидностей этой птицы с нарядным оперением. Есть перепела мраморные со светло-дымчатой окраской оперения. Очень популярна маньчжурская золотистая перепелка с оперением пшеничного оттенка, а также перепелка смокинговая, английская белая и английская черная. Нарядное оперение и у других видов перепелок, например виргинской, китайской расписной, фазаньей.

В Америке выведена мясная порода перепелов - фараон. Уже в пятинедельном возрасте фараоны весят 140-150 г, а взрослые птицы набирают вес до 230-300 г и более. Мясо перепелок считается ценным диетическим и деликатесным продуктом.

Специализированные фермы по разведению домашних пород перепелов есть не только в США и Японии, но и в Англии, Италии, во Франции, в Венгрии, Чехии, Болгарии и в других европейских странах.

Яйца "птичек-невеличек" в шесть раз меньше куриных (весят всего 10-14 г), однако они ценнее яиц других домашних птиц, поскольку содержат много фосфора, калия, железа, а также таких элементов, как медь и кобальт. В пяти перепелиных яйцах, по массе равных одному куриному, в 5 раз выше уровень фосфора и калия, в 4,5 раза - железа. В белке перепелиных яиц обнаружены незаменимые аминокислоты, которые почти полностью усваиваются организмом, а присутствующий в них белок овомокцид подавляет аллергические реакции - на основе этого белка производят некоторые противоаллергические препараты.

В настоящее время во многих странах перепелиные яйца применяют в комплексе с лекарственными препаратами при лечении бронхиальной астмы, хронической пневмонии, туберкулеза. Они показаны при расстройстве нервной системы, малокровии, хроническом холецистите, а также при атеросклерозе, гипертонии, стенокардии, инфаркте миокарда, экземе.

Использование перепелиных яиц в комплексе с диетическим питанием способствует восстановлению иммунитета, улучшению памяти, холестеринового обмена, нормализации деятельности кишечного тракта. По мнению специалистов, перепелиные яйца - один из наиболее сильных стимуляторов потенции.

В Японии яйца "птичек-невеличек" - обязательный продукт в питании школьников. Ежедневный прием двух свежих яиц снимает усталость, первые признаки недомогания и повышает иммунитет к различным болезням.

Перепелиные яйца использовались для лечения детей, подвергшихся воздействию радиации во время аварии на Чернобыльской АЭС. После их двухмесячного применения в комплексном лечении в крови маленьких пациентов повысился уровень гемоглобина, они прибавили в весе, стали чувствовать себя бодрее, прекратились носовые кровотечения, перестала кружиться голова.

СОВЕТЫ ТЕМ, КТО ЗАХОЧЕТ ЗАВЕСТИ ПЕРЕПЕЛКУ В СВОЕЙ КВАРТИРЕ

Лучше всего приобретать японских перепелок: они менее требовательны к условиям содержания. Покупать птенчиков рекомендуется в возрасте 6-8 недель. Первые четыре недели малышей-перепелят держат на полу в специально сделанном загончике. Кормят птичек четыре раза в день протертым перепелиным яйцом, добавляя размолотую зерновую смесь (мелкое просо, пшеницу, рапс). Со второго дня дают отжатый творог и мелко нарезанный лук-перо. С третьего - тертую морковь, вареную нежирную рыбу.

Любой корм должен быть рассыпчатым, из каких бы компонентов он ни состоял.

Перепелята много пьют. Для птенцов слой воды в поилке не должен превышать 10-15 мм. Воду меняют три-четыре раза в день. Для профилактики болезней в поилку наливают светло-розовый раствор марганцовки. Нужны малышам и поливитамины (одна капля на двух птенцов). Полезно давать отвар сушеных трав: ромашки, календулы, подорожника, крапивы. Готовят отвар следующим образом: одну столовую ложку трав заливают 1 л воды, доводят до кипения и несколько минут держат на слабом огне.

В первые две-три недели перепелятам свет необходим круглосуточно, затем световой день постепенно сокращают до 12-16 часов. Свет птенчики любят рассеянный, при ярком освещении они становятся раздражительными и драчливыми.

Важно, чтобы в помещении, где находятся птички, не было сквозняков, а температура поддерживалась не ниже 16оС, оптимальная - 20оС.

Повзрослевших птиц пересаживают в клетки высотой 200-230 мм, длиной 450 мм. На одного "жильца" нужна площадь не менее 15ґ20 см. Клетку ставят в глубине комнаты или кухни, а чтобы птицы не беспокоили своим криком, рано утром им включают свет.

Спят птицы прямо на полу, поэтому жердочки в клетках им не нужны. Навесную кормушку для сухого корма крепят с внутренней стороны клетки, пластиковую поилку - внутри либо сбоку клетки.

Взрослых птиц кормят два раза в день в одно и то же время. С удовольствием они клюют вареную тыкву, тыквенную кашу, да и любую другую кашу, особенно если накрошить в нее сухари или положить остатки мясного фарша. Зерносмесь среднего помола давать лучше вечером. Можно предложить птицам вареный картофель или вермишель, но к новой пище их приучают постепенно.

Обязательна в ежедневном рационе перепелок измельченная зелень: весной и летом - одуванчики, крапива, огуречная трава, зимой - салат, зеленый лук, пророщенное зерно и даже листья традисканции. Хороший корм в летнее время - улитки и слизни - вредители сада. В качестве добавки к основному корму в любой сезон птицам дают семена подсолнечника, молотую яичную скорлупу, рыбную муку. Полезна витаминно-минеральная смесь "Солнышко". Желательно один раз в неделю или даже чаще в клетку ставить блюдечко с песком. "Купаясь" в песке, птицы приводят перья в порядок. После такой процедуры они выглядят бодрыми и красивыми.

При хорошем уходе в возрасте 35-45 дней перепелки уже могут откладывать яйца. В среднем за месяц они несут 22-23 яйца. От пяти перепелок в год можно получить столько же яиц по весу, сколько от одной курицы. Растут перепелята в три раза быстрее цыплят, корма им требуется всего 20-30 г в день.