Большую науку нельзя просчитать!
Академик Николай Мясоедов. Беседу ведёт Наталия Лескова
Николай Фёдорович Мясоедов работает в Институте молекулярной генетики РАН с самого основания.
Институт молекулярной генетики Российской академии наук существует более полувека. Созданный на основе биологического отдела Института атомной энергии имени И. В. Курчатова, он объединил биологов, химиков, физиков под одной крышей в прямом и переносном смысле. Физические методы исследования — рентгеноструктурный анализ, электронная микроскопия, спектроскопия, хроматография, изотопный обмен — дали возможность применять физические подходы к молекулам жизни и проводить биохимические и генетические исследования на молекулярном уровне. Институт разрастался, менял название, подчинение, структуру. Фундаментальные научные направления естественным образом сочетаются сегодня с разработкой новых лекарств на принципах, подсмотренных у природы.Николай Фёдорович Мясоедов работает в институте с самого основания (и даже раньше, поскольку институт был создан при его непосредственном участии). Долгое время он был заместителем директора института по научной работе, а сейчас занимает должность заведующего отделом химии физиологически активных веществ. На стене в его кабинете — фотография: молодой профессор Мясоедов среди своих коллег на строительстве здания, в подвале которого была смонтирована установка по работе с тритием, радиоактивным изотопом водорода (его применяют в качестве метки для биологических соединений). Установка до сих пор в строю. Несмотря на весьма солидный возраст, она по-прежнему помогает в решении важных научных задач.
Беседу с академиком Николаем Мясоедовым ведёт Наталия Лескова.
— Николай Фёдорович, с Институтом молекулярной генетики — с этими стенами — связана вся ваша научная жизнь. Как вы попали в это учреждение?
— На самом деле в 1964 году я пришёл работать в радиобиологический отдел Института атомной энергии имени И. В. Курчатова. Рекомендовал меня академик Николай Михайлович Жаворонков, ректор Московского химико-технологического института имени Д. И. Менделеева, который я окончил. Чуть позже название отдела было изменено, и мы стали биологическим отделом Института атомной энергии — это отвечало основным направлениям работы. В 1978 году по желанию руководства Института атомной энергии в лице академика Анатолия Петровича Александрова, президента Академии наук СССР, отдел выделился в самостоятельный Институт молекулярной генетики Академии наук. С тех пор мы и живём под этим названием. Основные направления исследований возникли именно в те годы. Главным образом они связаны с механизмом реализации информации, заложенной в ДНК. Огромный интерес эти исследования всегда вызывали и у физиков, поэтому у нас традиционно развивалось биофизическое направление. Его возглавлял профессор Юрий Семёнович Лазуркин — к сожалению, ныне покойный. Затем дело продолжили его ученики во главе с Максимом Давидовичем Франк-Каменецким. Довольно сильным было также химическое направление, а именно — химия различных биологических систем...
Продолжение статьи читайте в номере журнала