СЛЕДЫ ДРЕВНЕЙ КОСТОРЕЗНОЙ МАСТЕРСКОЙ
Ю. ЖАРНОВ
В русских городах при раскопках влажных культурных слоев находят много изделий из кости и отходы их производства. Там же, где культурный слой оставался относительно сухим, органические материалы разлагались. Поэтому можно считать большой удачей найденную во Владимире, с его сухим культурным слоем, серию предметов косторезного промысла. Они сохранились, видимо, потому, что еще в древности оказались в ямах вместе с бытовыми отходами. Особая ценность находок состоит в том, что все они относятся к короткому периоду в несколько лет или даже месяцев на отрезке от конца XII века до 1238 года.
При изготовлении вещиц в дело шло все - рога, скелетные кости, зубы, принадлежавшие преимущественно мелкому и крупному рогатому скоту.
Рога отрубали или отпиливали от черепа, а затем резали из них изделия. Из-за неоднородности структуры полых рогов значительная часть материала уходила в отходы. При использовании плотных рогов, например оленьих, наибольшую поделочную ценность представлял ствол рога. В некоторых случаях на рогах сохранились розетки, а значит, это были сброшенные рога. От рогов отпиливали дисковые и цилиндрические заготовки - последние шли на рукоятки для ножей; рога распиливали и вдоль.
В ямах обнаружили также фрагмент опиленной тазовой кости, обработанную часть копыта лошади. Среди изделий из зубов следует отметить обломок втулки из клыка моржа, обработанные медвежьи и волчьи клыки, обломок бивня мамонта.
Изделия из кости обрабатывали топором, пилой, ножом, напильником и резцом. Отверстия в них проделывали перьевыми и цилиндрическими сверлами.
На той же усадьбе, где сохранились следы косторезного промысла, имелась и ювелирная мастерская, о чем говорят осколки тиглей, слитки и выплески металла, отдельные инструменты и изделия.
Ю. ЖАРНОВ. К вопросу о косторезном производстве в домонгольском Владимире-на-Клязьме. «Российская археология» № 2, 2003, стр. 31-44.
Читайте в любое время