БОЛЬШОЙ ЧЕМПИОНАТ ДЛЯ МАЛЕНЬКОЙ АВИАЦИИ
А. ШКУРИДИНА
Авиамоделизм на сегодняшний день - один из популярнейших видов технического спорта. Отчасти своей популярностью он обязан тому, что не имеет ограничений ни по полу, ни по возрасту. И хотя чемпионаты формально делятся на "взрослые" и "юниорские" (до 18 лет), нижняя возрастная планка отсутствует: одному из самых юных "пилотов", приехавшему из Германии, всего 8 лет.
Необходимо отметить, что авиамоделизм является лишь одним из ответвлений научно-технического моделирования (хотя и наиболее сложным). Радиоуправляемая модель - не обязательно самолет; это может быть катер, яхта, автомобиль, ракета. А для того, чтобы всем этим управлять, достаточно одного дистанционного пульта.
Класс "F3A" - составная часть общей классификации авиамоделей. Классификация эта официально утверждена FAI (Всемирной федерацией аэронавтики). Итак, всего существует пять категорий: F1 - свободнолетающие модели, F2 - кордовые модели, F3 - радиоуправляемые модели, F4 - модели-копии, F5 - радиоуправляемые модели с электродвигателями. Каждая из этих категорий имеет свои классы.
Свободнолетающие модели (F1) получили такое название потому, что действительно летают свободно: они не связаны с пилотом физически и не имеют радиоуправления; вся регулировка и настройка завершаются до запуска модели в воздух. В этой категории есть класс безмоторных аппаратов, то есть планеров (F1A); есть класс моделей на простейших резинных двигателях (F1B); F1C - это класс таймерных моделей, где двигатель работает всего несколько секунд, и за это время может забросить модель в воздух даже на сотню метров, затем она совершает планирующий спуск. Выключают двигатель и переводят рули на планирование специальные часовые механизмы - таймеры, поэтому такие самолеты называют таймерными.
Кордовые модели (F2) управляются "пилотом" с земли при помощи одной или нескольких нерастяжимых проволочных нитей (корд). Самолет летает по окружности диаметром 40 м, в центре которой находится "пилот". Как и на настоящих самолетах, у кордовых моделей есть руль высоты. В этой категории четыре класса: F2A - скоростные модели, которые могут разгоняться до 300 км/ч; F2B - пилотажные, или акробатические, модели, способные выполнять все фигуры высшего пилотажа; F2C - гоночные модели (во время гонок на одном кордодроме могут участвовать три спортсмена); F2D - модели воздушного боя, сочетающие в себе скорость и маневренность. Перед боем к хвостам самолетов привязывают длинные бумажные ленты, и побеждает тот, кто сумеет обрубить пропеллером своего самолета ленту противника.
Правда, при столь бурном развитии дистанционно управляемых моделей кордовые самолеты вскоре могут стать архаизмом. Уже сегодня радиоуправляемые модели успешно осваивают ребята в возрасте 8-12 лет.
Наконец, категория радиоуправляемых моделей (F3), которая состоит из шести классов: пилотажные моторные модели (F3A); планеры (F3B); вертолеты (F3C); гоночные модели (F3D); планеры, парящие по склонам (F3F), и упрощенные планеры (F3J). Управление моделями производится при помощи комплекта радиоаппаратуры: передатчика, который находится у "пилота", и приемника с рулевым механизмом, вмонтированным в самолет (в последнее время набирает популярность цифровая аппаратура).
С технической точки зрения самолеты класса F3 - самые сложные авиамодели. При их создании используются все достижения современной аэродинамики и микроэлектроники. Модели класса F3A способны выполнять фигуры пилотажа, которые невозможно сделать даже на настоящем спортивном самолете. Например, они могут зависать вертикально в метре от земли.
Радиоуправляемые модели находят применение не только в области спорта. Они особенно востребованы в военной сфере: самолеты-разведчики, самолеты-мишени и т. п. В сельском хозяйстве, где использование больших самолетов нерентабельно, радиоуправляемые модели применяют в борьбе с вредителями. Для пожарного мониторинга авиамодели просто незаменимы, поскольку являются самыми оптимальными носителями аппаратуры. А в авиапромышленности перед постройкой самолета создается его точная копия, на которой и проводятся необходимые испытания.
Кстати, о копиях. Авиамодели, полностью копирующие настоящие самолеты, имеют свою категорию (F4) из шести классов. Тут есть и свободнолетающие на различных двигателях, и кордовые, и радиоуправляемые, и даже комнатные. Есть среди них и нелетающие модели, которые полностью, вплоть до мельчайших деталей, повторяют в миниатюре реально существующие самолеты. Обычно это музейные экспонаты.
Последняя категория авиамоделей - радиоуправляемые модели с электродвигателями (F5): F5A - пилотажные модели; F5B - моторные планеры; F5C - вертолеты; F5D - гоночные модели.
Электродвигатель с аккумуляторами значительно тяжелее двигателей внутреннего сгорания, которые используются в классе F3A. Вообще, создание модели - это постоянная борьба за вес, точнее, за его уменьшение. Порой, чтобы сэкономить несколько граммов, приходится просверливать насквозь винтики, держащие конструкцию, тем самым жертвуя прочностью ради снижения веса. С учетом того, что на любом соревновании по F3A превышение нормы (5 кг вместе с топливом) карается дисквалификацией, борьбу за вес вполне можно назвать драматичной.
Помимо "весовой" дилеммы перед конструкторами встает и проблема габаритов. С конца 80-х годов в связи с отменой ограничения на объем двигателя началась тенденция увеличения размеров авиамоделей. Однако строгий регламент чемпионатов по F3A требует, чтобы длина и ширина самолета не превышали 2 м. Для замера обычно используют специальные ящики размером 2х2 м, куда и должен без помех умещаться самолет участника соревнований.
Как уже было сказано выше, модели F3A самые сложные. Сборка, разумеется, ручная. Подбор комплектующих индивидуальный. Даже купленный самолет каждый "пилот" переделывает под себя, как готовый костюм подгоняют по фигуре. Поэтому любая модель - уникальное произведение и в каком-то смысле ноу-хау.
Для авиамодельного спорта весьма характерно то, что и конструктором самолета, и его "пилотом" обычно является один человек. Когда-то так же обстояли дела в мотоспорте: гонщик сам собирал свою машину. Теперь есть профессионалы инженеры, создающие машину, и профессионалы гонщики. Надо полагать, что с развитием технологий к этому же придет и авиамодельный спорт. Но пока этого не произошло, легко представить, насколько велик труд создателя одного такого самолета, насколько высок должен быть уровень его технической образованности, тем более, если создателю всего лет 14.
Чемпионат мира среди юношей по радиоуправляемым моделям самолетов в классе "F3A" - первый в своем роде. Надо отметить, что авиамоделирование стало профессиональным видом спорта относительно недавно: первый официальный "взрослый" чемпионат состоялся в семидесятых годах прошлого века. С тех пор раз в два года поочередно проходят чемпионат Европы и чемпионат мира.
Юношеские соревнования такого масштаба проводятся впервые. Хотя уже сегодня есть молодые спортсмены, которые способны дать фору старшим. Чемпионат полностью аналогичен "взрослому". Юным "авиаторам" может и не хватает опыта, но таланта у них ничуть не меньше, чем у "возрастных" спортсменов.
На сегодняшний день уже 27 стран мира изъявили желание участвовать в чемпионате. Точное количество спортсменов пока не известно, но предположительно их соберется 40-60 человек.
Чемпионат будет проводиться как лично-командный. Согласно регламенту каждая страна-участница должна привезти свою команду, место которой определят по суммарному результату ее лучшей тройки. Количество членов команды не ограничено, однако минимальный ее состав - руководитель и два пилота, кроме того, в ней всегда есть механики и технические помощники. Лидерами в этом виде спорта на данный момент считаются США, Германия, Кипр и Япония, однако российская команда намерена всерьез бороться за главный приз чемпионата.
В российскую сборную входят пять юных спортсменов. Все с регалиями и большими перспектива ми: Сергей Бутузов (15 лет) уже имеет звание чемпиона России среди взрослых; Максим Мандрика (17 лет) - чемпион России среди юношей, Дмитрий Голубин (17 лет) - обладатель кубка России среди юношей; Стас Моисеев (17 лет) - серебряный призер России среди юношей и обладатель кубка Москвы; Артем Кукуев (16 лет) - серебряный призер чемпионата Москвы. Все они будут управлять самолетами российского производства.
На соревнованиях такого уровня график всегда очень плотный, много полетать не дадут. На тренировку - всего один день. Само выступление займет 7 минут, и еще 3 минуты - подготовка самолета к запуску. Пока один участник исполняет пилотажный комплекс, другой уже на старте - готовит самолет к взлету. Не успел - проиграл.
Все "по-взрослому", более того, как на настоящем авиасалоне: Тушинский аэродром, трибуны, взлетная полоса, только самолеты маленькие. Но и тут существуют свои собственные, весьма строгие требования безопасности. Площадка, над которой летают самолеты, находится в 150 м от трибун (бывают случаи, когда самолеты падают). К тому же не только зрителей приходится оберегать от самолетов, но и самолеты от зрителей. Каждая авиамодель - сложный, тонкий прибор, который налаживают месяцами, а повредить его очень легко. Поэтому частенько любопытствующих зрителей приходится отгораживать сеткой, а на всякий случай участники соревнований все же привозят с собой запасную авиамодель.
То, что выделывают самолеты в воздухе, вполне можно сравнить с фигурным катанием. Как и фигуристу на льду, авиатору необходимо показать техничность, легкость исполнения, изящность и даже какую-то артистичность. Не так давно появился новый вид пилотирования - под музыку.
На этом чемпионате спортсмены представят программу высшего пилотажа Р-05 для 2004-2005 годов. Это большой комплекс фигур, которые надо исполнить безупречно за 7 регламентированных минут. Некоторые из этих фигур невозможно исполнить на настоящем самолете.
В трех первых турах соревнований будут отобраны десять лучших спортсменов, они и сразятся за основные призовые места в четвертом, финальном туре. Жюри представят пять судей. На чемпионате будет опробована новая система электронного ввода оценок, разработанная российским спортсменом-моделистом и программистом С. Никоновым.
Первый чемпионат мира среди юношей по радиоуправляемым моделям самолетов в классе "F3A" - это масштабное спортивное мероприятие, рассчитанное не только на узкий круг профессионалов.
В рамках чемпионата состоится международная образовательная конференция "Научно-техническое творчество и моделизм в XXI веке", цель ее - обмен научно-технической информацией в области исследований, конструирования и производства ракетно-космической, авиационной, робото- и автомобильной техники. Она будет проходить в новом корпусе здания Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. А непосредственно на Тушинском аэродроме состоится выставка, посвященная развитию технического творчества молодежи и студентов. На ней будут представлены модели самолетов, автомобилей, кораблей, построенных моделистами и фирмами - производителями модельной продукции, а также лучшие образцы оборудования для технического творчества.
Кроме того, готовится обширная культурная программа. Она включает международный фестиваль детского творчества, выступления лучших музыкальных, танцевальных и спортивных коллективов Москвы, демонстрацию молодежной одежды, выступления чемпионов мира по высшему пилотажу и парашютному спорту. В том числе запланированы встречи с летчиками-космо навтами России и астронавтами НАСА, летчиками-испытателями, посещение Центра подготовки космонавтов и уникального российского музея авиации в Монино. А генеральный спонсор чемпионата - Российская самолето-строительная компания РСК "МИГ" продемонстрирует свой новый самолет Ил-103.
Организаторы чемпионата ориентируются в первую очередь на молодежь. Цели их очевидны. За последнее десятилетие престиж инженерно-технических профессий сильно упал, "технари" оказались в загоне, а это означает, что сегодня просто нет молодой смены специалистов, способных развивать отечественную промышленность, в частности авиа-, машиностроение и т. п. Основная задача чемпионата - привлечь к участию в нем ребят, которые сейчас выбирают профессию, показать им огромные перспективы развития этой отрасли и по возможности дать шанс попробовать себя в новом деле.
Необязательно, что все дети, которые сегодня занимаются в кружках технического творчества, станут летчиками, космонавтами или авиаконструкторами. Главное, что у них есть шанс стать ими. Впрочем, опыт такой работы просто не может пройти даром и наверняка пригодится в жизни. Многие ребята уже не мыслят себя вне сферы моделирования.
КОМПЛЕКС ФИГУР ВЫСШЕГО ПИЛОТАЖА, КОТОРЫЙ ПРЕДСТОИТ ВЫПОЛНИТЬ КАЖДОМУ УЧАСТНИКУ
1. Взлет. 2. Обратная кубинская восьмерка , 4/8 бочки на подъеме, 2/2 бочки на спуске, выход на спину. 3. Срывной поворот, 2/4 бочки на подъеме, обратная штопорная бочка на спуске. 4. Реверсивные 2/4 бочки. 5. Пол квадратной петли, бочка на подъеме, выход на спину. 6. Обратная треугольная петля с полубочками на боковых сторонах, выход на спину. 7. Два витка обратного штопора. 8. Петля со вписанной медленной бочкой в верхней точке. 9. "Пол-листа клевера", 2/4 бочки на подъеме, 1/2 бочки на спуске, выход на спину. 10. 45 градусов вверх с 4-точечной бочкой, выход на спину. 11. Обратный хампти-бамп на себя-от себя-от себя, 2/4 бочки на спуске , 1/2 бочки на подъеме (или 3/4 вниз,1/4 вверх). 12. Обратный двойной иммельман, полная бочка снизу, 2/4 бочки сверху, выход на спину. 13. "Goldfish" с 1/2 бочками на снижении и подъеме. 14. Квадратная петля с полубочками на вертикалях и 2/4 бочками на горизонталях, с полной бочкой, выход на спину. 15. Пол обратной кубинской восьмерки с полной бочкой, выход на спину. 16. 4/8 бочки и медленная бочка в обратном направлении. 17. Хампти-бамп вверх на себя, одна положительная штопорная бочка-на себя-от себя. Выход на спину на средний уровень. 18. Вертикальная восьмерка, начало вверх, вписанная полубочка в центре. 19. Полная бочка и полпетли, выход на спину. 20. Реверсивные бочки, выход на спину. 21. Пол квадратной петли, 2/4 бочки на подъеме, выход на спину. 22. Два витка обратного штопора в одну сторону, два в другую, бочка на выходе. 23. Посадка.
Читайте в любое время