ТВОРЧЕСТВО НАЧИНАЕТСЯ С УМЕНИЯ

Л. БЕЛЮСЕВА

Создавать что-то собственными руками - дело, которое никогда не может наскучить. На досуге этим занимались и великие ученые, и писатели. Так, Дмитрий Иванович Менделеев, будучи страстным коллекционером чемоданов, нередко мастерил их сам. А Лев Николаевич Толстой увлекался оригами (правда, самого слова "оригами" он не знал: оно тогда еще не вошло в обиход) и считал, что складывание из бумаги петушка, размахивающего крыльями, "есть настоящее искусство".

В старину всякому мастерству дети учились обычно в семье. Традиции ремесел передавались из поколения в поколение.

О важности и необходимости введения ручного труда как предмета преподавания в школах, учительских институтах, семинариях в России заговорили лишь в конце XIX века. В 1889 году в Санкт-Петербурге прошел съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, посвященный исключительно этой проблеме. На нем отмечалось, что "Россия слишком отстала в той рациональной постановке ручного труда в общеобразовательных школах, какая уже сделана во Франции, Швеции, Германии и Северо-Американских Соединенных Штатах и даже в Финляндии". Примерно в это же время в журнале "Наука и жизнь" была опубликована статья "Ручной труд в семье и школе". Ее автор П. В. Ростовцев считал, что "занятие ручным трудом одинаково полезно и одинаково доступно людям как самого раннего, так и зрелого возраста", так как приучает к порядку, развивает самостоятельность, терпение, внимательность, прилежание и настойчивость.

С тех пор утекло много воды.

Нынешние дети осваивают резьбу по дереву, вышивание, ковроткачество, бисероплетение и другие виды рукоделия в школьных кружках технического творчества и декоративно-прикладного искусства, в центрах дополнительного образования. Свои художественные изделия они с удовольствием представляют на суд зрителей. Много замечательных произведений, сделанных руками ребят, можно было увидеть на девятой Международной выставке молодежных научно-технических проектов "ЭКСПО - НАУКА 2003", которая прошла этим летом в Москве, на территории Всероссийского выставочного центра (см. "Наука и жизнь" № 9, 2003 г.). Оригинальные панно, аппликации из сухих цветов, вышивки, гобелены, картины из соломки, пшена, бересты и других природных материалов украшали и оживляли стенды.

Фото В. Пирожкова.

На фото: Наташа Авдеева (слева), Яна Шорина и вышитые ими ковры.
Выжигание по ткани называют гильошированием.
Студентка факультета технологии и предпринимательства Московского педагогического государственного университета Александра Крутик сделала изящное декоративное панно из сухих цветов в технике аппликации.
На уроках технологии в школе № 51 города Краснодара девочки под руководством заслуженного учителя Российской Федерации Любови Михайловны Беляевой осваивают необычную технику вышивания лентой.
На фото: ученица 8-го класса Елизавета Бальби показывает усовершенствованную игру "Пятнашки", сделанную членом клуба шестиклассницей Надеждой Павловой.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Учащиеся профессионального училища №129 ЦАО г. Москвы украсили свой стенд картинами из соломки.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки