Жемчужная крупа
Кандидат фармацевтических наук Игорь Сокольский
25 октября 1879 года исключённый из петербургского Горного института студент В. Г. Короленко отправился в ссылку в один из самых удалённых уголков Вятской земли
Все, кто вскормлен на ячменных лепёшках, становятся мозговитыми.Герберт Уэллс. Что едят писатели
25 октября 1879 года исключённый из петербургского Горного института студент В. Г. Короленко отправился в ссылку в один из самых удалённых уголков Вятской земли — в Берёзовские починки Бисеровской волости. Впечатления от трёх месяцев жизни среди народа, сначала в курной, а затем в белой избе, послужили будущему писателю материалом для автобиографической книги «История моего современника». Описывая беспросветную жизнь местных жителей, в качестве одного из символов бедности он избрал… ячмень: «Я был очень беззаботен насчёт пищи, поэтому теперь затрудняюсь восстановить в подробностях наше тогдашнее меню. Помню только, что стол был самый первобытный. Каждый день Лукерья ставила на стол так называемые “шти”. Но это не были наши щи: в них не было ни картофеля, ни капусты. Это было полужидкое месиво из муки и разваренной ячменной крупы. К этому ячменный же хлеб и брага или квас. Всё это было похоже на питание пещерных людей. По воскресеньям Лукерья иногда приготовляла лакомства в виде “шанег”. Починковские постные “шаньги” состояли из кружка житной или ячменной муки в виде лепёшки, в которую запекался меньший кружок муки пшеничной».
Щами или «штями» обычно называют первое блюдо, сваренное непременно с капустой, тогда как в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля есть указание на то, что это может быть «похлёбка с крупой, картофелем и морковью». Именно такую похлёбку, или так называемые шти, «каждый день Лукерья ставила на стол», и там, действительно, не было картофеля и капусты. Молодой человек, попав из столицы в глухую провинцию, не дал себе труда узнать, что «шти», приготовленные на основе ячменной крупы, были в то время местной, традиционной, непритязательной, но довольно питательной и сытной едой...
Продолжение статьи читайте в номере журнала