В лабиринтах альтернативной истории

Кандидат политических наук Борис Толчинский, писатель

«Historia magistra vitae (история — учительница жизни)» — утверждал знаменитый древнеримский оратор, философ и политик Марк Туллий Цицерон.

«Historia magistra vitae (история — учительница жизни)» — утверждал знаменитый древнеримский оратор, философ и политик Марк Туллий Цицерон. Полемизируя с ним, русский историк Василий Осипович Ключевский замечал, что история не ставит перед собой цели научить чему-либо, она не учительница, а строгая надзирательница, которая наказывает за незнание уроков.

«Убийство Цезаря». Карл Теодор фон Пилоти. 1865 год. Государственный музей Нижней Саксонии в Ганновере. Заговорщики-республиканцы подозревали Цезаря в стремлении вернуть царскую власть. Его гибель стала переломной точкой в истории Рима. Вариантов того, как она могла бы развиваться, если бы покушение не удалось, — очень много. Несомненно, и наша жизнь сейчас выглядела бы иначе.

Справедливость этой истины мог бы проверить на себе сам Цицерон, живший в эпоху, когда Рим стремительно двигался к единовластию. Римская держава стала слишком большой, управление ею настолько усложнилось, что с этой задачей уже не справлялся, как прежде, аристократический сенат, состоявший из множества противоборствующих фракций. Если бы Цицерон, один из последних романтиков Римской республики, внимательно вгляделся в историю многовекового противостояния эллинов и персов, он наверняка бы задал самому себе вопрос: почему в маленьких городах-государствах Греции, как правило, была республика в форме аристократии, олигархии или демократии, а в огромной, включавшей в себя множество стран и народов персидской державе Ахеменидов сложилась единоличная и безраздельная власть царя царей? Почему затем эллины, захватив эту державу, подчинив её себе, привнеся в неё свою эллинскую культуру, не установили свои обычаи правления, а, напротив, приняли персидские и сами сделались единовластными царями? Могло ли быть наоборот или как-то по-другому? Вообще, имеют ли право на жизнь иные варианты развития известных исторических событий — или только те, которые произошли на самом деле и запечатлелись в памяти людей?..

 

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки