БНТИ, 2003, №12

#1#

В ЗАО "Петербургский тракторный завод", дочернем предприятии легендарного Кировского завода, освоен выпуск нового трактора. Это уже не гигант, с которым мы невольно ассоциируем марку "Кировца" (см. "Наука и жизнь" № 6, 1977 г.). Всего за один год инженеры завода совместно с конструкторами ведущих европейских фирм разработали и подготовили к выпуску машину К3000 с тяговым усилием до 3 тонн. Она может быть задействован а практически на любых сельскохозяйственных работах.

Для России это уникальное изделие. Во-первых, трактора такого тягового класса у нас до сих пор не выпускались; во-вторых, К3000 укомплектован узлами, изготовляемыми такими компаниями, как "Valtra", "BOSCH", "Deutz" (кстати, услугами этих фирм пользуются производители лучших в> мире колесных тракторов "Fendt"). Кроме того, потребитель будет вправе, сообразуясь со своими материальными возможностями, сам выбирать комплектацию трактора, или, как говорят автолюбители, "производить тюнинг". Например, он сможет попросить поставить на машину немецкий двигатель "Deutz" или отечественный ММЗ мощностью от 140 до 180 лошадиных сил. Он будет выбирать между 12-ступенчатой механической коробкой передач или электрогидравлической автоматической коробкой с 36 передачами. В последнем случае скорость регулируется от 0,6 до 40 км/ч с шагом 0,1 км/ч. Желающим на заводе установят в кабину кондиционер, подрессорят кабину и передний мост, после чего трактор сможет развивать скорость до 50 км/ч.

Наконец, совершенно по-новому будут организованы техническое обслуживание и ремонт. Больше не придется в полукустарных условиях сельских мастерских вытачивать шпонки, подбирать подходящие шестерни и подшипники, менять прочие мелкие детали. Агрегаты и узлы будут заменять целиком по мере выработки их ресурса - так сейчас ремонтируют компьютеры и другую электронную технику. Нужно лишь вовремя менять масло да еще чистить машину от грязи, что теперь будет делать значительно проще.

Представители завода заявили, что после выпуска установочной серии из 100 тракторов и их масштабных испытаний уже через год могут быть выполнены заказы на любое количество машин.

ГРУЗОВОЙ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ ДЛЯ ГОРОДА #2#

Предполагается, что к середине нынешнего столетия электромобили в крупных городах составят до 80 процентов транспортного парка. Это будет обусловлено не только требованиями стремительно ухудшающейся экологии, но и сокращением запасов углеводородного сырья. Над созданием надежных и экономичных электромобилей работают конструкторы многих стран. Проводятся такие работы и в России.

Специалисты АМО "ЗИЛ" совместно с ОАО "Авиационная электроника и телекоммуникационные системы" и ЗАО "Оптимум-Электро" разработали грузовой автомобиль "ЗИЛ-Электро". Пожалуй, это первый в мире электромобиль столь значительной грузоподъемности. Он смонтирован на шасси "ЗИЛ-5301". При собственной массе 7 тонн грузовик способен перевозить 2,5 тонны груза.

В "ЗИЛ-Электро" применяются сразу три типа альтернативных источников тока: высокоэнергетический тяговый аккумулятор, гибридная энергоустановка с двигателем внутреннего сгорания и топливные элементы на основе водорода и протонообменных мембран.

Дальность хода электрогрузовика без подзарядки составляет 70 км. Скорость движения - 75 км/ч.

В поездках вдали от жилых массивов работает двигатель внутреннего сгорания, который питает электродвигатель, одновременно заряжая аккумуляторную и водородную батареи.

СВАРОЧНЫЙ АППАРАТ В ПОРТФЕЛЕ #3#

Для соединения металлических деталей чаще всего используют электросварку. Широко распространена также газовая сварка и резка металлов.

Известен еще один способ сварки и резки, в котором объединены преимущества электро- и газосварки. В качестве источника тепла здесь применяют плазматрон. В этом устройстве между стержневым катодом и кольцевым анодом зажигается дуга, которая и ионизует рабочий газ. В плазматронах используют так называемую "холодную" плазму. Ее температура не превышает нескольких тысяч градусов (температура горячей плазмы достигает миллионов градусов). Чтобы дуга не расплавила поверхность анода, в меж-электродном промежутке создают вихревое движение газа, заставляющее "ножку" дуги вращаться: когда дуга возвращается в первоначальную точку, анод здесь успевает остыть. Плазменный факел, вырываясь из сопла, нагревает обрабатываемый участок поверхности до температуры плавления.

Долгое время установки для плазменной резки и сварки были стационарными, но специалистам зеленоградской фирмы "ЭЛАКС" удалось разработать аппарат "Плазар" АП022, который вместе с источником питания весит всего 3,5 килограмма. В качестве рабочего вещества используют дистиллированную воду или смесь ее со спиртом и ацетоном. Мощность установки около 2 кВт, а температура плазменного факела вблизи сопла не менее 6000oС. Благодаря этому с помощью горелки можно плавить не только металлы (даже самые тугоплавкие), но также бетон, камень и другие материалы. Для плазменной сварки в настоящее время разрабатывают специальные присадки и флюсы.

ГИБКОЕ КОЛЕСО ДЛЯ ТРАКТОРА #4#

Уменьшить давление колес сельскохозяйственных машин на поверхность земли конструкторы стараются достаточно давно. Работая на поле, "железный конь" неизбежно разрушает структуру грунта. Урожай культур, взошедших на следе колесного трактора, снижается на 5-20 процентов; сопротивление последующей обработке почвы возрастает почти наполовину, что значительно увеличивает расход топлива. Решения предлагались самые разные. Например, на одну тракторную полуось ставили две и даже три шины, использовали полугусеничный ход, применяли специальные уширители колеса и другие приспособления. Однако эти решения были или неоправданно сложны, или дороги, либо недостаточно эффективны.

Совершенно меняет ситуацию движитель принципиально нового типа - гибкое колесо (ГК), созданное российскими изобретателями Н. П. и А. Н. Гавриковыми. Оно представляет собой обод в виде ленточного кольца с грунтозацепами. Пневмошина отсутствует, поэтому обод немедленно деформируется, увеличивая площадь контакта с поверхностью (см. фото). При движении трактора ГК словно бы мягко течет по земле, точно следуя рельефу. Оно не тратит энергию на преодоление неровностей, а, напротив, использует их для увеличения тягового усилия. Давление в месте контакта снижается в 3 раза, буксование - в 4-6 раз, а кпд движителя возрастает, в зависимости от характера грунта, от 20 до 100 процентов.

Очевидно, что движитель ГК может использоваться не только в сельском хозяйстве, но и для вездеходов, работающих в лесной и болотистой местности и особенно в тундре, где последствия нарушения верхнего слоя грунта колесами и гусеницами тракторов часто становятся необратимыми для хрупкой экологии севера.


Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки