НАУКА И ЖИЗНЬ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА, 2003, №12
Самое крупное неудобство современного телефона - необходимость просить главную станцию о вызове соответствующего номера. Служащие станции бывают заняты, а иногда просто озлобляются на абонентов, которые слишком часто беспокоят их. Иногда приходится звонить безуспешно по несколько раз. Отсюда понятно, какое огромное практическое значение может иметь телефонный аппарат, который без помощи главной станции может вызвать желаемый номер. Такой аппарат изобрел американский инженер Стругер.
По внешнему виду телефон его системы немногим отличается от обыкновенного. Только спереди помещается циферблат в оправе, причем на циферблате обозначены цифры от 0 до 9, а на оправе против каждой цифры имеется отверстие. Оправа вращается вокруг оси. Для того чтобы вызвать, например, абонента № 305, поступают таким образом: вложив палец в отверстие против цифры, вращают оправу книзу и вынимают палец, причем оправа быстро вернется в прежнее положение. Затем вкладывают палец в отверстие против цифры 0 и опять вращают оправу книзу. Наконец, проделывают то же самое и с отверстием против цифры 5. После этого соединение готово и остается только позвонить. При некотором навыке все эти действия проделываются очень быстро, за несколько секунд.
"Почтово-телеграфный журнал", 1903 г.ФОНОГРАФ В ТРАМВАЕ
В стремлении как можно больше доставить удобства своим пассажирам городская электрическая дорога в Берлине не жалеет ни трудов, ни денег.
Выкликание названий станций кондукторами оставляет желать много лучшего в ясности, правильности произношения и тому подобного. Но нельзя же требовать, чтобы Общество железных дорог приглашало в кондуктора первых оперных теноров! Для устранения этого неудобства Общество решило ввести во всех вагонах фонографы - выкликатели станций. Фонограф размером с ящик из-под сигар помещается в середине вагона на потолке, раструбом вниз, чтобы звук равномерно расходился. Он действует автоматически и за 30 или 40 метров до остановки громким, ясным голосом выкликает название станции. Чтобы дать всем линиям одинаковый голос, в фонографы говорил бывший сержант артиллерии.
Однажды по ошибке инженера в двух фонографах перепутали валики и фонографы стали выкликать неверные названия станций. Пассажиры с напряженным вниманием ожидали каждой остановки и покатывались со смеху при ошибке фонографа. С одной торговкой даже сделались судороги от смеха, так что ее пришлось отправить в больницу, где врачи нашли ее состояние довольно опасным.
"Знание и искусство", 1903 г.ПАСТЕР ПРИ ДВОРЕ НАПОЛЕОНА III
По поводу открытия памятника великому ученому Пастеру в Шартре французская газета "Gauloisе" рассказывает следующую историю.
Императрица Евгения любила слушать рассказы Пастера о его новых открытиях. Пастер неоднократно приезжал во дворец, иногда на несколько дней. Часто он сопровождал свои лекции демонстрацией опытов.
После одного из отъездов Пастера из дворца произошло довольно забавное недоразумение.
Ученому нужны были для опытов в присутствии императрицы лягушки, которых ему и приносили из ближайшего леса. После отъезда Пастера занимаемая им комната была отведена одной молодой даме. Среди ночи дама проснулась из-за какого-то странного шороха и треска. Боясь, что в камине разгорелся слишком сильный огонь, она встала, причем ноги ее наступили на какое-то скользкое холодное тело. Она зажгла огонь и увидела себя окруженной легионами скачущих лягушек! Можно себе представить ее ужас. Оказалось, что Пастер положил мешок с лягушками в ящик, камеристка открыла ящик и, найдя там какой-то мокрый мешок, не посмотрела содержимого и бросила его под кровать.
"Знание и искусство", 1903 г.
Читайте в любое время