БНТИ, 2002, №1

ДВУТАВРОВАЯ ШУМОЗАЩИТА #1#

Оригинальное решение одной из главных экологических проблем нашли специалисты главного научного центра кораблестроения России - ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова. Речь идет о шумовом загрязнении среды обитания, связанном в основном с ростом количества и интенсивности транспортных потоков и давно ставшем бичом больших городов. Особую тревогу экологов вызывает в последнее время проблема строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург. По их мнению, ввод этой магистрали в эксплуатацию способен в полтора-два раза ухудшить акустическую обстановку в придорожных жилых районах.

Во многих странах вдоль дорог обычно устанавливают так называемые шумозащитные барьеры. Но создают их специально для конкретного источника шума, данного рельефа местности и имеющегося расположения объектов, в которых требуется уровень этого шума снизить. Поэтому и обходятся такие конструкции весьма недешево. Понятно, что в нашей стране, с ее громадными расстояниями, изготовление и установка подобных барьеров обошлись бы бюджету в совершенно фантастические суммы.

И все же питерским кораблестроителям удалось найти относительно недорогой вариант. Предложенная ими конструкция состоит, собственно, из двух разновысоких барьеров. Меньший представляет собой двутавровую железобетонную балку и преграждает дорогу шуму, непосредственно исходящему от его источника - сочетания "колеса-рельсы". Больший же обеспечивает снижение шума по всей высоте экранируемой области. Проведенные на макетах испытания показали, что по своей акустической эффективности такие экраны вполне сопоставимы с французскими и немецкими, а стоимость их в несколько раз ниже. Прежде всего потому, что оба составляющих отечественную конструкцию экрана давно выпускаются серийно нашими заводами железобетонных изделий.

САПОГ И ЕГО МАГНИТНОЕ ПОЛЕ

Интересные данные о женской обуви на высоком каблуке получены специалистами Центральной научно-исследовательской лаборатории Новосибирской государственной медицинской академии.

Обычно, говоря о гигиенических свойствах обуви, имеют в виду ее воздухо- и влагопроницаемость, теплозащиту и водостойкость. Но оказалось, что для туфель и сапог на высоком каблуке этого недостаточно. В их подошве имеется деталь под названием "геленок", выполняющая роль рессоры и изготовляемая из высокоуглеродистой стали. Такая сталь обладает способностью прекрасно намагничиваться, что и происходит в процессе используемой при изготовлении геленка индукционной термообработки. А в результате вокруг него образуется постоянное магнитное поле, напряженность которого достаточно велика и уравнивается с фоновой лишь на расстоянии около 15 см от подошвы.

Между тем влияние сильного магнитного поля на организм только изучается, а по некоторым данным, может быть даже небезвредным для его иммунной, кроветворной, репродуктивной и иных систем. Поэтому специалисты лаборатории считают необходимым ввести специальный контроль обуви на наличие в ней постоянных магнитов. И предлагают изменить саму технологию изготовления геленка: например, заменить марку стали на другую (ненамагничивающуюся) или дополнить процесс производства еще одной процедурой - размагничиванием геленка.

ГЕЙ, СЛАВЯНЕ!

Новые данные о первоначальном -_ куда более раннем, чем предполагалось прежде, - появлении славян в районе Московской области получены сотрудниками Института археологии Российской академии наук.

Известно, что в этом регионе - до того, как он стал центром русской государственности, - существовала так называемая дьяковская культура, созданная местным финно-угорским населением. Ряд относящихся к этой культуре поселений обнаружен при раскопках в Москве и по берегам реки Москвы. А название свое она получила по имени села Дьякова, располагавшегося на территории современной столицы (точнее - в Коломенском) в период с VIII века до н. э. до VII века н. э.

Долгое время в археологии между концом дьяковской культуры и первым приходом славянских племен существовало белое пятно - некая, если так можно сказать, хронологическая лакуна. Но благодаря последним исследованиям эту лакуну удалось заполнить. Во-первых, передатирован заключительный этап дьяковской культуры: с VII века на IX, а во-вторых, к этому же IX веку отнесены первые славянские поселения.

К настоящему времени обнаружено около 20 таких поселений IX-XI веков, размещавшихся главным образом по течению реки Москвы, а частично также на Пахре, Истре и Клязьме. Однако плотность славянского населения была поначалу невелика: заселялись берега рек, реже - мысовидные выступы высокого берега, в том числе и площадки дьяковских городищ. Но в конце этого раннего периода уже заметны сгустки памятников славянской культуры в крупных поселках, служивших, видимо, центрами территориальных общин.

А массовый приток славянского населения относится уже к следующему периоду: конец XI - начало XIII века. О нем можно судить по плотности относящихся к этому времени памятников славянской культуры по течению рек. При этом на внутренних реках региона - Пахре, Воре, Северке - селища обычно протягивались полосой вдоль берегов, тогда как по течению таких транзитных рек, как Москва и Клязьма, чаще располагались относительно защищенные поселения на мысах.

Размеры этих селищ самые разнообразные - от 200 до 72 тысяч квадратных метров, но в основном не превышают 18 тысяч квадратных метров. В каждом из них, по всей видимости, возникали сначала сельские общины с крупными поселениями, а затем осваивались окрестные земли.

Пока раскопки проведены на территории всего нескольких селищ, но одно из них - судя по следам разнообразных ремесел и деревянных оборонительных конструкций - можно рассматривать как феодальную усадьбу.

Быть может, со временем выяснится, что и Москве на сотню-другую лет больше, чем мы привыкли считать.

ГАЗОЗОЛЕВЫЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ

Всего за одну-две секунды ликвидируется возгорание при помощи разработанного в Российском научном центре "Прикладная химия" огнетушителя. Аналогов эта разработка ни в России, ни за рубежом не имеет, а по принципу действия представляет собой генератор огнегасящего газозоля, который выделяется при нагревании.

Конструктивно генератор выполнен в виде трубчатого корпуса с нанесенной на него пастой уникального состава. Она не образует трещин при вибрациях, перегрузках и ударах, а при горении разлагается, выделяя пары воды, азот, окись и двуокись углерода (общей сложностью 60%), а также мелкодисперсные частицы солей щелочных металлов (остальные 40%). Подобные соли известны своей ингибиторной (то есть замедляющей и даже прекращающей) способностью по отношению к реакции горения, а соотношение их подобрано так, чтобы максимально эту способность усилить.

#2#

Наука и жизнь // Иллюстрации
Работающий генератор огнегасящего газозоля.
Горящий авиационный двигатель.
Двигатель потушен (примерно через 1 секунду).

#3#

#4#

Получаемый газозоль практически нетоксичен и никак не влияет на озон атмосферы, а выделяется он в таких количествах, что быстро заполняет горящий объем и - при достижении определенной концентрации - мгновенно прекращает процесс горения.

Огнетушитель успешно прошел испытания при тушении горящего авиационного двигателя самолета Ту-204, на насосных станциях для легковоспламеняющихся жидкостей, а также в Государственном сертификационном центре.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки