СОЛОВЕЦКИЕ ЛАБИРИНТЫ
В. БУРОВ
Удивительные памятники древней культуры III-I тысячелетий до нашей эры встречаются и теперь на приморских территориях Карелии и Кольского полуострова. Эти памятники представляют собой лабиринты, выложенные из одиночных валунов и построенные как большая спираль или две вписанные одна в другую спирали. Местами они расширяются и образуют утолщения в виде кучи камней округло-овальной формы. Аналогичные утолщения из кучи камней или просто более крупного камня располагаются и по концам спиралей.
Прежде предполагалось, что назначение этих лабиринтов было сугубо утилитарным и состояло в том, чтобы служить ловушками для рыб. Теперь, однако, эти сооружения чаще связывают с древней символикой и обрядами. Ведь схемы таких лабиринтов ассоциируются прежде всего с клубком из двух свернувшихся змей. Особенно четко проглядывается это сходство в схеме так называемого Большого Соловецкого лабиринта (рисунок слева). Утолщения концов его спиралей в центре - это головы змей, а утолщения в средней части ясно трактуются как изображения заглоченной жертвы. Расположенные непосредственно напротив входа, они явно предостерегают входящего об опасности.
Змея в древнем карело-финском эпосе "Калевала" служила ярко выраженным символом зла и смерти: человек от ее укуса погибал и попадал в царство мертвых. В отдельных местах эпоса попадаются упоминания каменных курганов и святилищ, в состав которых входили лабиринты. Вход же в лабиринт - начало пути в царство мертвых, спуск в которое, по представлениям древних, - дело вполне реальное, хотя и опасное.
Имеются в "Калевале" даже топографические и географические привязки подземного царства. Оно располагалось вдали от страны Калевалы - на острове с высоким холмом, лесными дебрями и низинами. Более всего это соотносится с Соловецким архипелагом, с его многочисленными и уникальными лабиринтами и святилищами.
В. БУРОВ. О семантике каменных лабиринтов Севера. "Этнографическое обозрение" № 1, 2001, стр. 53-65.
Читайте в любое время