МОЙ ГРУШЕВЫЙ САД
В. ДАДЫКИН, ученый агроном
Гомер называл груши "пищей богов". Конечно, не наши, российские, а свои, греческие. Вызревшие под южным солнцем, они всегда были великолепны - крупные, с сочной, сладкой, ароматной мякотью. Веками успешно возделывали грушу в самых теплых европейских странах, да и сейчас ее основное производство сосредоточено в Италии (35-40%), Испании (22%), во Франции (16%), Германии (12%). Гораздо меньше - в Австрии, в Греции и Турции. Много груш выращивают в Китае.
В отличие от яблони груша плодоносит ежегодно и вдвое урожайней. Плоды ее содержат арбутин - профилактическое и противовоспалительное средство, необходимое при столь распространенных сейчас заболеваниях почек и мочевого пузыря. Обычно в качестве источника арбутина врачи рекомендуют использовать листья брусники, но в грушах его обнаружено намного больше. Немало там и целебной глорогеновой кислоты, положительно влияющей на нормальное функционирование печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей. Есть сведения и о том, что употребление отвара из заваренных, как чай, одревесневших однолетних грушевых побегов (с конца осени до весны) предотвращает отложение солей и даже выводит их из организма.
Любопытны названия многих известных западноевропейских сортов груши, включающие в себя слова "бере", "бергамот", "дюшес". Бере - маслянистая, масляная. Бергамот - груша родом из Бергамо, города в Италии, или, по-другому, "груша, найденная и полученная в Бергамо". Кстати, для этой группы груш характерна своеобразная "бергамотная" - округлая - форма плодов. Слово же "дюшес" в переводе с французского означает герцогиня. Один из изысканных, старых европейских сортов груш был назван в честь герцогини Ангулема (Ангулем - герцогство в средневековой Франции).
У нас же, в России, груш растет мало - едва ли на каждом десятом садовом участке. В промышленных садах их сажать и вовсе перестали, ведь в силу биологических особенностей груша по сравнению с той же яблоней требует куда больше тепла. Поэтому более или менее вкусные груши всегда выращивали лишь в южных краях, а в средней полосе, еще с давних времен, - выдерживающие сильные морозы - Бессемянку, Тонковетку, Бергамот осенний и местные, близкие им зимостойкие клоны - Воложку, Вощанку, Кипарисовку, Сибирячку. Подобные селекционные успехи - итог почти вековой работы селекционеров А. М. Лукашева, П. А. Жавонкова, С. Т. Чижова, С. П. Потапова, П. Н. Яковлева и других. Новые сорта, выведенные ими на основе самой зимостойкой в мире дикорастущей уссурийской груши, отличаются повышенным содержанием целебного арбутина и получили признание за рубежом.
ДЕРЕВО ИЗ ДЕТСТВАСам я страстный поклонник "пищи богов" и первое в своей жизни грушевое дерево помню с ранних детских лет - пятидесятых годов прошедшего века. В ту далекую пору жили мы в Туле, на берегу реки Упа. В год моего рождения отец почему-то посадил грушу - саженец неизвестного происхождения. Восемь лет мы не могли дождаться его первого цветения. Потом с нетерпением ждали созревания всего нескольких плодов - не крупных, но красивых, гладких и тонкокожих. Поначалу зеленые, с середины августа они становились желтыми, с едва заметным румянцем. Через пару лет на плодородном черноземе дерево заметно подросло и порадовало урожаем в несколько ведер. Помню, как чуть ли не со всей улицы сбежались в сад мальчишки за сладкими сочными плодами.
А в 1961 году отца пригласили на работу в Подмосковье - и чудесная груша осталась лишь в воспоминаниях...
Позже я узнал, что деревце погибло в не слишком суровую зиму 1962-1963 года - из-за чрезмерно дождливого, холодного и пасмурного лета.
КАК РОЖДАЕТСЯ СОРТ?Садовый участок на новом месте появился у нас лишь через двадцать лет. И я сразу захотел посадить там грушу. Мало-помалу постигал многие ее "тайны", особенности выращивания и выведения.
Я чрезвычайно дорожу знакомством с выдающимися селекционерами, которые создание груши невиданных прежде достоинств считали смыслом своей жизни. Такими были Павел Николаевич Яковлев, земляк, ученик и последователь И. В. Мичурина, и его сын - Станислав Павлович. В общей сложности они посвятили селекции этой культуры 80 лет жизни. Итогом их работы стали не только более 30 новых сортов, но и сотни гибридов - основа будущих селекционных "шедевров", а также фундаментальная научная основа и методика их выведения на генетическом уровне. Они собрали со всех концов России и из-за рубежа ценнейшую коллекцию сортов-доноров: по скороспелости, зимостойкости, устойчивости к заболеваниям и качеству плодов.
Со Станиславом Павловичем я познакомился в 1980 году, когда он уже был профессором, доктором биологических наук, и встречал он меня не в своем кабинете во ВНИИ генетики и селекции плодовых растений, а под моросящим осенним дождем, в саду, где ветки деревьев буквально ломились от изобилия плодов.
Запомнились мне слова Станислава Павловича о том, что на пути создания любой новой груши лежат долгие годы малопривлекательной, черновой работы, требующей великого терпения. Тот же процесс подбора родительской пары - наилучших по сумме признаков исходных двух сортов: обычно южанки с плодами наилучшего качества, но неустойчивой к холодам, и северного или дальневосточного крепыша с хорошей зимостойкостью. Надо быть почти провидцем, чтобы предвидеть, в каких немногих вариантах потомства будут доминировать положительные признаки "родителей". Полученные после опыления цветков гибридные семена сажают на особые делянки и в течение 12-15 лет ожидают первого плодоношения сеянцев. Удачным среди них оказывается лишь каждый сотый - менее одного процента!
Позднее, в другом институте - во ВНИИ селекции плодовых культур, в Орле, академик Е. Н. Седов и его коллега Е. А. Долматов посвятили меня в следующие подсчеты: для получения 50 элитных растений - кандидатов в сорта - пришлось переопылить более миллиона (!) цветков в течение... 47 лет. Последние двенадцать лет селекционеры этого института ведут совместную работу с сотрудниками Майкопской опытной станции ВИРа и за это время получили 7051 гибридное семя. При 62 комбинационных скрещиваниях вырастили 2052 сеянца, из которых после первых урожаев забраковали 2051! Удачным оказался лишь один сеянец - единственный достойный кандидат в сорта. И занимаются этой работой не в двух, а во многих научно-исследовательских центрах: с 1931 года - на Челябинской плодоовощной станции, с 1932 года - во Всероссийском селекционно-технологическом институте садоводства и питомниководства, что в Подмосковье, и с 1948-го - в Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева.
ОТ РАННЕСПЕЛЫХ ДО ЗИМНИХТеперь садоводам может быть предложено почти 100 сортов груш, только в 2001 году появилось 18 новых.
Остановимся на десяти, наиболее подходящих для средней полосы страны - с вкусными плодами, зимостойких и высокоустойчивых к основной болезни груши - парше.
Скороспелка из Мичуринска - самый ранний сорт, созревает в последней декаде июля. Плоды желтые. Большими гроздьями, подобно виноградным, свисают груши с мощных веток, наклоняя их почти до самой земли. Деревья начинают плодоносить рано, но имеют существенный недостаток - они сильнорослы и высоки, потому требуют много места в саду и могут затенять другие посадки.
Сорт получен селекционером С. П. Яковлевым.
Августовская роса - деревце невысокое, с раскидистой, почти плакучей кроной. Зеленоватые плоды созревают в августе, ближе к середине месяца, хранятся до 20 дней.
Сорт выведен также селекционером С. П. Яковлевым.
Лада - плоды с красивым румянцем на солнечной стороне. Сохраняются при комнатной температуре 10 дней. Дерево среднерослое, с конусообразной кроной. Сорт получен селекционером С. Т. Чижовым.
Орловская летняя - одна из самых последних новинок; ее зеленовато-желтые крупные плоды (220 г) получают наивысшие оценки на дегустациях специалистов - до 4,7 балла. Дерево с широкопирамидальной кроной, менее зимостойкое по сравнению с предыдущими сортами.
Авторы сорта - орловские селекционеры Е. Н. Седов, А. Г. Кузнецова и Н. Г. Красова.
Нарядная Ефимова - пирамидальное деревце раннеосеннего срока созревания, с красивыми ярко-бордовыми плодами - "рекордсменами" по содержанию пектина (около 11% вместо обычных 7%). Чтобы плоды не перезревали слишком быстро при хранении, их срывают чуть недозревшими.
Есенинская - скороплодный сорт. Нередко плодоносит уже молодое двулетнее растение, цветковые почки закладываются у него на однолетних побегах. Дерево быстрорастущее, с густой компактной кроной, напоминающей пирамидальный тополь. Плоды хороши в свежем виде и для переработки на компоты.
Сорт выведен селекционером Е. Н. Седовым и его коллегами.
Осенняя мечта - наилучший сорт для переработки, поскольку его плоды содержат много сахаров (более 14% вместо средних 9%). Однако и кислоты в плодах много, что придает им своеобразный "острый" вкус. Дерево невысокое.
Сорт получен селекционерами Яковлевыми и А. Б. Грибановским.
Память Яковлева - один из лучших осенних сортов. Плоды созревают во второй декаде сентября, иногда в конце августа. Сохраняются до середины октября, в холодильнике - до декабря. Плоды желтые, с обширным румянцем. Средний вес - 110 г, наиболее крупные достигают 250 г. Мякоть кремовая, сочная, ароматная, полумаслянистая.
Дерево невысокое. Может быть посажено даже в небольшом саду.
Москвичка - позднеосенний сорт. Плоды желтые, без румянца. Вес 110-150 г. Собирают их в третьей декаде сентября. Через 10-12 дней они уже готовы для еды. Хранятся до конца октября, в холодильнике - до Нового года.
Память Жегалова - поздно созревающий сорт. Плоды зеленые, крупные и вкусные. Хранятся до октября-ноября. Как и предыдущий сорт, получен в Московской сельскохозяйственной академии.
О том, как посадить и вырастить грушу на дачном участке, в следующем материале - поближе к сезону.
Читайте в любое время