Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Тысячеликое «сейчас»

Кандидат филологических наук Дарья Зарубина

Когда читаешь сказку Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Коняга», первая мысль вовсе не о том, как это написано, отчего выбраны автором те или иные слова. Она совсем о другом...

— Ах, господа, господа! всё-то вы пальцем в небо попадаете! Совсем не оттого нельзя Конягу донять, чтобы в нём особенная причина засела, а оттого, что он спокон веку к своей юдоли привычен. Теперича хоть целое дерево об него обломай, а он всё жив. Вон он лежит — кажется, и духу-то в нём нисколько не осталось, — а взбодри его хорошенько кнутом, он и опять ногами вывёртывать пошёл. Кто к какому делу приставлен, тот то' дело и делает. Сосчитайте-ка, сколько их, калек этаких, по полю разбрелось — и все как один. Калечьте их теперича сколько угодно — их вот ни на эстолько не убавится. Сейчас — его нет, а сейчас — он опять из-под земли выскочил.

Художник С. В. Малютин. Пахарь. 1890 год. Национальный художественный музей Республики Беларусь.

И так как все эти разговоры не от настоящего дела завелись, а от грусти, то поговорят-поговорят пустоплясы, а потом и перекоряться начнут. Но, на счастье, как раз в самую пору проснётся мужик и разрешит все споры словами:

— Н-но, каторжный, шевелись!

Тут уж у всех пустоплясов заодно дух от восторга займётся.

— Смотрите-ка, смотрите-ка! — закричат они вкупе и влюбе, — смотрите, как он вытягивается, как он передними ногами упирается, а задними загребает! Вот уж именно дело мастера боится! Упирайся, Коняга! Вот у кого учиться надо! вот кому надо подражать! Н-но, каторжный, н-но!

Когда читаешь сказку Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Коняга», первая мысль вовсе не о том, как это написано, отчего выбраны автором те или иные слова. Она совсем о другом. О том, что, хоть и изменился облик Коняги, русского народа, а отношение к нему во многом осталось то же: «Теперича хоть целое дерево об него обломай, а он всё жив». И поднимается обида на пустоплясов, так и эдак прикидывающих, отчего же Коняга, хоть и выглядит сущим трупом, бессмертен. «Сейчас — его нет, а сейчас — он опять из-под земли выскочил».

Но позвольте. Не может быть двух «сейчас», оно одно — и происходит именно в это самое мгновение, в эту минуту, секунду. Мы привыкли воспринимать слово «сейчас» как указание на то, что действие, явление происходит в то самое время, когда мы о нём говорим. Но это не совсем верно...

 

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки