Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Хемофилия vs хемофобия

Доктор химических наук Александр Рулёв, Иркутский институт химии им. А. Е. Фаворского СО РАН

Химии, как никакой другой науке, наверное, довелось испытать всю гамму отношений со стороны обывателя — от любви и восхищения до боязни и ненависти.

Химии, как никакой другой науке, наверное, довелось испытать всю гамму отношений со стороны обывателя — от любви и восхищения до боязни и ненависти. Действительно, были времена, когда химиков считали магами или волшебниками, которым по силам исполнить любое желание. Их принимали за чародеев, «колдующих» в своих мрачных лабораториях, заполненных громоздкими приборами. Смешивая, растирая, сжигая или перегоняя различные вещества, они искали эликсир, способный облагораживать металлы, превращая их в золото, и одновременно служить универсальным лекарством. Чуть более полувека назад считалось, что «химия может не только кормить, но и одевать человека, она принесёт в его быт множество удобных, дешёвых, практичных вещей»1, а известный лозунг «Коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны» был дополнен фразой: «Плюс химизация всего народного хозяйства».

Иллюстрация Алексея Рулёва.

В 1960-х годах в печати замелькали термины «хемофилия» и «хемофобия». Образованные от среднегреческого «χημεία» — «химия» и древнегреческих «φιλία» — «любовь, влечение» и «φόβος» — «страх», эти слова стали отражать отношение человека к химии: хемофилия означает любовь к химии, а хемофобия, согласно определению, данному Международным союзом теоретической и прикладной химии (IUPAC), это иррациональная боязнь химических веществ...

 

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки