Знатный гений Гугений
Наталья Карпушина
«Если говорить кратко, он был одним из главных украшений нашей эпохи», — отозвался о Христиане Гюйгенсе немецкий математик и философ Готфрид Лейбниц, считавший себя его учеником.
«Если говорить кратко, он был одним из главных украшений нашей эпохи», — отозвался о Христиане Гюйгенсе немецкий математик и философ Готфрид Лейбниц, считавший себя его учеником. «Гюйгенс принадлежит к тем гениальным людям, которые равно успевают и в теории, и в практике», — отметил французский физик и астроном Франсуа Араго. А светило российской науки Михаил Васильевич Ломоносов поставил славного Гугения в один ряд с видными творцами астрономии: Кеплером, Галилеем и Ньютоном, и совершенно заслуженно.
Оптик-практик и начинающий астроном
В начале XVII столетия нидерландские мастера по изготовлению очков изобрели прототип телескопа, причём чисто эмпирически: работая с линзами, они сумели расположить их так, что получили увеличенные изображения удалённых предметов. Это была небольшая, длиной не более полутора футов, зрительная труба, предназначенная для нужд мореплавания и военного дела. Первым её направил на небо английский математик и астроном Томас Хэрриот. Летом 1609 года учёный наблюдал Луну и нарисовал её карту. Любопытно, что появление подобных приборов предвидел ещё в XIII веке его соотечественник Роджер Бэкон. Рассказывая об оптических рукотворных опытах, знаменитый философ и естествоиспытатель заметил: «Можно так сформировать прозрачные зеркала, чтобы наиболее удалённое казалось наиболее близким... и сделать так, чтобы звёзды казались нам такого размера, какого захотим». А за сто лет до изобретения зрительной трубы Леонардо да Винчи записал в дневнике: «Сделай стёкла для глаз, чтобы видеть Луну большой»...
Продолжение статьи читайте в номере журнала