Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

На всех парах

Максим Абаев

Динамично развивающийся, стремительно меняющийся, век бескрайних технологических возможностей — примерно такими эпитетами обычно награждают современный мир.

Динамично развивающийся, стремительно меняющийся, век бескрайних технологических возможностей — примерно такими эпитетами обычно награждают современный мир. И мы можем наблюдать, как одним из символов этого бурного развития становится электротранспорт. Речь, конечно, не о троллейбусах и электричках, на которых с успехом передвигались ещё в те времена, когда пассажиров первым делом волновало, отапливается ли вагон, а не есть ли в нём бесплатный вай-фай. У жителей современных городов уже не вызывают удивления обладатели моноколёс, а электросамокат стал удобным средством, чтобы добраться в хорошую погоду до места работы или учёбы. «Короли» же современного личного парка электроустройств на колёсах — это, безусловно, электромобили. Лучшие их представители быстры, мощны, бесшумны и не источают вредные выхлопные газы. А сложности с зарядкой и некоторые особенности эксплуатации владельцами электрокаров воспринимаются как трудности, связанные лишь со слишком рано наступившим будущим. Однако есть некоторая ирония в том, что то же самое можно было бы сказать об автомобилях столетней давности, автомобилях, приводимых в движение паровыми двигателями…

Паромобиль Stanley Steamer выпуска 1920 года, произведённый американской компанией Стэнли. Фото: nzsteam/Wikimedia Commons /CC BY 2.0.

Создание первой самоходной машины на паровой тяге приписывают французскому изобретателю и инженеру Николя-Жозе Кюньо. Его трёхколёсная телега с примитивным паровым котлом преодолела первые метры по парижским улицам в 1769 году. В дальнейшем паровые двигатели развивались в двух основных направлениях. Одни благодаря усилиям инженеров становились больше и мощнее, поселившись в итоге в паровозах и пароходах, в то время как другие, наоборот, стремились стать легче и пытались прижиться, как бы мы сейчас сказали, на дорогах общего пользования. По прошествии лет уже можно сказать, что построить хороший большой паровоз оказалось в каком-то смысле даже проще, чем хороший и небольшой паровой автомобиль, по крайней мере, это сделали раньше. Так что лишь к концу XIX века начали появляться машины с паровым двигателем, более или менее приспособленные к обычным городским и сельским улицам. Одним из первых подобных автомобилей и стала паровая машина французского инженера Леона Серполле, о которой говорилось в статье журнала «Наука и жизнь» за 1890 год...

Статьи по теме

 

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки