Медузомицет или комбуча?

Кандидат фармацевтических наук Игорь Сокольский

«Чайный гриб», который с начала XX века смущал умы домашних хозяек нашей страны, с современной точки зрения можно описать так: студенистая масса тесно взаимодействующих между собой бактерий и дрожжей.

«Чайный гриб». Помните такой? Сейчас в интернете вам предлагают «инновационный» набор для его домашнего разведения. А в магазинах здорового питания можно купить разлитый в бутылочки напиток с занятным названием «комбуча», который, как утверждают его изготовители, получен при участии всё того же «чайного гриба» и весьма полезен для здоровья...

Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь
самый благородный, путь подражания — это путь самый
лёгкий и путь опыта — это путь самый горький.
Конфуций

«Чайный гриб», который с начала XX века смущал умы домашних хозяек нашей страны, с современной точки зрения можно описать так: студенистая масса тесно взаимодействующих между собой бактерий (Acetobacter xylinum и др.) и дрожжей (Saccharomyces и др.), выращенных для производства ферментированного напитка. Иначе говоря, то, что в быту носит название «чайный гриб», это вовсе не гриб, а смешанная колония дрожжей и бактерий, превращающая сладкий настой чёрного или зелёного чая в довольно приятный на вкус, слегка газированный кисло-сладкий напиток. Немецкому микологу Густаву Линдау (1866—1923) колония, состоящая из образованного бактериями верхнего гладкого слоя и созданного из дрожжей нижнего, бахромчатого, показалась похожей на медузу. Так родилось научное название «чайного гриба» медузомицет (Medusomyces gisevii Lindau).

Предполагаемая родина медузомицета находится на Дальнем Востоке. Чаще всего микологи называют Китай и несколько реже Японию и Корею. В Россию «чайный гриб» проник, скорее всего, благодаря русским военным, узнавшим о нём от китайцев во время боевых действий в Маньчжурии в 1900—1901 годах. После Первой мировой войны медузомицет получил распространение в Германии и других европейских странах под названиями «чудо-гриб» и «чайно-квасный гриб». Считается, что он попал в Европу из России. Сначала напиток использовали как мягкое слабительное, а потом и вовсе как домашнее лекарство, способное избавлять от многих болезней, к тому же обладающее слабым винным ароматом и довольно приятным вкусом. Более того, «чудо-гриб» проник в аптеки, где его продавали под причудливыми, явно придуманными, названиями типа «мо-гу» или «фунгоджапон».

Медузомицет обладает способностью расти на искусственной питательной среде, состоящей из сладкого настоя натурального чёрного или зелёного чая и некоторых других растений. При заботливом уходе за «чайным грибом» в питательной среде происходит то, чем занимается человечество с библейских времён, — превращение раствора сахара в разнообразные напитки. Преобразование жидкой питательной среды, в которую помещено тело «гриба», в напиток обусловлено происходящим в жидкости комбинированным брожением — спиртовым и уксуснокислым. Для нормального роста и развития медузомицета необходимы углеводы: глюкоза, фруктоза, галактоза, ксилоза, сахароза, мальтоза и др. В домашних условиях самым доступным углеводом служит сахароза (обычный сахар). Сахароза — это дисахарид, дрожжи гриба сначала расщепляют её до глюкозы и фруктозы, затем окисляют эти моносахариды до этилового спирта и углекислого газа, после чего бактерии завершают процесс окисления этанола до уксусной и других кислот.

В результате жизнедеятельности микроорганизмов, из которых состоит «чайный гриб», питательная среда превращается в напиток, в котором присутствуют вещества, формирующие его вкус и запах: углекислый газ, органические кислоты (уксусная, глюконовая, лимонная, щавелевая, молочная, яблочная и др.), остаток этанола, неперебродившие сахароза, глюкоза, фруктоза и вещества, содержащиеся в настое чая.

В начальный период культивирования медузомицета из-за сравнительно высокой концентрации в питательной среде углеводов и экстрактивных веществ чая содержимое сосуда мутнеет и в это время может повреждаться различными видами плесени. Но благодаря тому, что в дальнейшем жидкая питательная среда насыщается уксусной кислотой, этанолом, углекислым газом, раствор просветляется и в нём возникает устойчивая способность противостоять порче плесневой микрофлорой.

Состав напитка может изменяться в зависимости от состава компонентов питательной среды и условий содержания «чайного гриба». Медузомицет способен развиваться в широком диапазоне температур от 18 до 45°С, однако лучше всего он себя чувствует при 28—31°С. При температуре ниже оптимальной уменьшается образование органических кислот, тогда как повышенная температура ведёт к резкому увеличению их содержания. Если в питательной среде много сахара, концентрация спирта может достигать 2,5° (2,5 мл в 100 мл напитка).

Молва приписывала культуральной жидкости, в которой растёт и развивается медузомицет, разнообразные полезные свойства. Однако трёхлитровые банки с «чайным грибом», прикрытые сверху от пыли и мух марлей, исчезли из домашних кухонь во время «перестройки». Доморощенный напиток не выдержал конкуренции с внезапно обрушившимся на население страны изобилием иноземных и отечественных обильно газированных сладких напитков в красивых и не очень бутылочках.

И вот сегодня «чайный гриб» появился вновь, но уже в двух новых ипостасях. В Европе, США, а теперь и в России производственным способом стали выпускать пастеризованный прохладительный напиток с экзотическим названием «комбуча», а в интернет-магазинах — предлагать купить «чайный гриб» вместе с довольно дорогим «инновационным» оборудованием для его выращивания дома, состоящим из тех же трёхлитровых банок, снабжённых «дозатором» в виде краника и термометром.

Комбуча — продукт, получаемый с помощью культуры медузомицета и питательной среды на основе настоя чёрного или зелёного чая, свекловичного или тростникового сахара. Иногда при производстве комбучи используют фрукты, соки, настои трав, и это обязательно указывается на этикетке напитка.

С коммерческим названием напитка произошла досадная ошибка. Оно возникло на основе неверно понятого японского названия kombucha, звучащего как «комбутя» и обозначающего напиток (чай) из морской водоросли kombu. Значение «водоросль» для kombu зафиксировано в энциклопедическом словаре английского языка «Merriam Webster» в 1884 году. Сейчас, согласно тому же словарю, слово kombucha в английском языке используется как название студенистой массы симбиотических бактерий и дрожжей, выращенных для производства ферментированного напитка, который считается полезным для здоровья, то есть всё того же медузомицета. Впервые такое значение слова зафиксировано в словаре в 1944 году. С тех пор название «комбуча» пошло гулять по свету применительно к напитку, производимому медузомицетом. Для сравнения, японское название напитка, продуцируемого «чайным грибом», записывается буквами английского алфавита как kocha kinoko.

Вновь возросшая популярность «чайного гриба» основана на модном увлечении функциональными натуральными продуктами питания, которые, по утверждению их производителей, способствуют сохранению здоровья и профилактике заболеваний. К ним относят так называемые ферментированные напитки, полученные путём воздействия разнообразных полезных микроорганизмов. Считается, что в процессе сбраживания сладких настоев чёрного или зелёного чая, фруктовых и овощных соков или настоев разнообразных трав повышается их биологическая ценность.

Лечебное действие напитка, производимого «чайным грибом», и который правильнее было бы называть «чайным квасом», клиническими исследованиями до сих пор так и не доказано. Его можно отнести к продуктам, которые, скорее всего, приносят пользу только тем, кто их производит и продаёт.

Употребление «чайного гриба» домашнего приготовления, хоть и редко, но может иметь отрицательные последствия. В первую очередь это связано с неаккуратным обращением с колонией живых микроорганизмов. При плохом уходе и неблагоприятных санитарных условиях чай во время его приготовления могут загрязнить патогенные микроорганизмы. Особую опасность влечёт за собой развитие на поверхности «чайного гриба» вездесущих плесневых грибов, способных продуцировать афлатоксины — продукты обмена грибков рода Aspergillus (Aspergillus flavus и др.), которые оказывают токсическое действие на печень. Афлатоксины стойки к нагреванию и начинают разрушаться только при температуре 250—300°С.

Чрезмерное увлечение напитком из-за его довольно высокой кислотности способно в некоторых случаях вызвать метаболический ацидоз — одну из форм нарушений кислотно-щелочного равновесия организма, которое характеризуется абсолютным или относительным избытком кислот, что в свою очередь может вызвать расстройство функций центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта и др. Присутствие в напитке алкоголя, количество которого зависит от условий домашнего выращивания «гриба», должно заставить водителей автотранспорта отнестись к его употреблению с достаточной осторожностью. «Чайный гриб» не рекомендуется использовать людям с ослабленным иммунитетом, беременным или кормящим женщинам, а также детям в возрасте до 4 лет. Анализ научной литературы даёт основание утверждать, что безопасным можно считать употребление напитка в количестве до 120 мл в день, при условии, что он не очень кислый.

Если вы всё же решили завести «чайный гриб», помните, что он нуждается в постоянном уходе. Прежде чем поместить в банку с подслащённым чайным настоем, «гриб» необходимо промыть прохладной водой. Для защиты от пыли и спор плесневых грибов горло банки следует закрыть марлей или другой тканью, пропускающей воздух. Через 3—6 дней готовую к употреблению слегка газированную жидкость аккуратно слить, «чайный гриб», а также банку тщательно вымыть и возобновить процесс приготовления напитка.

Готовя питательную среду для обширной колонии микроорганизмов, нужно подавить в себе чувство скаредности и всегда заваривать свежий некрепкий чай, а не использовать, как это часто бывает, старую заварку. Каким будет чайный настой, таким получится и напиток. «Чайный гриб» позволяет экспериментировать с крепостью заварки и количеством добавленного сахара в достаточно широких пределах, производя при этом напитки разного вкуса. При надлежащем уходе медузомицет проживёт в вашей семье сколь угодно долго, по крайней мере, до тех пор, пока вы не устанете ухаживать за ним.