Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Форматы книг в зеркале живописи

Доктор педагогических наук Юлия Щербинина

С начала XVII века в европейских городах стали появляться торговцы самой дешёвой книжной продукцией — бумажными листами с записанными на них молитвами, евангельскими притчами, песнями.

Окончание. Начало см. «Наука и жизнь» № 11, 2020 г.

Александр Антинья. Торговец картинками. Около 1862 года. Иллюстрация: Musée des Beaux-arts de Bordeaux/Wikimedia Commons/PD.

В первой части статьи мы рассказали о книгах необычных форматов и конструкций: фигурных, складных, поясных, настольных, переносных и прочих. А сейчас давайте узнаем, какие книги читали в разные времена представители разных сословий.

Вразнос и на вынос

С начала XVII века в европейских городах стали появляться торговцы самой дешёвой книжной продукцией — бумажными листами с записанными на них молитвами, евангельскими притчами, песнями. Распространением их промышляли разорившиеся крестьяне, обнищавшие вдовы, не имевшие иной работы инвалиды, которых издатели нанимали за мизерную плату.

Вслед за ними пришли колпортёры (от фр. porter à col — «носить на спине или на шее») — разносчики дешёвых книг преимущественно в сельской местности. Узнать их можно было по шейной корзинке с ремешком — отсюда и название. Ещё были «крикуны» (merciers), которые зазывали покупателей на улицах и площадях и продавали в основном религиозную литературу, альманахи, календари, элегии, народные сказания. Одновременно «крикуны» объявляли новости, показывали цирковые номера, демонстрировали дрессированных животных...

Статьи по теме

 

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки