Подмосковное озеро расскажет о развитии Земли
В последние годы на территории Московской области сделаны интересные находки.
В декабре сотрудники лаборатории геоморфологии Института географии РАН (ИГ РАН) Сергей Шварев и Николай Луговой исследовали окрестности озера Смердячье, расположенного в 140 км к юго-востоку от Москвы. Цель небольшой экспедиции — получить детальную информацию о рельефе и деформациях отложений, по которым можно восстановить параметры падения метеорита, произошедшего здесь в начале голоцена.
Первым метеоритное происхождение озера Смердячье предположил в 80-х годах XX века Николай Филин — краевед из города Рошаль. Эту идею сразу поддержали эстонские учёные Юло Кестлане и К. Х. Мелла. В 2002—2008 годах в ходе совместных исследований озера специалистами из России (ГЕОХИ РАН, ВСЕГЕИ), Австрии (University of Wien), Финляндии (University of Oulu) здесь были обнаружены импактиты — фрагменты горных пород, сцементированных стекловатной массой, с расположенными в ней оплавленными зёрнами кварца, полевого шпата и циркона*. Эта находка стала новым подтверждением гипотезы метеоритного происхождения котловины озера. Позже, в 2013—2014 годах на озере Смердячьем работал другой международный коллектив Holocene Impact Working Group, в который вошли и сотрудники ИГ РАН Вадим Бронгулеев, Александр Маккавеев и Вадим Караваев. В 2018—2019 годах исследования здесь продолжили Александр Александровский, Артём Гуринов, Вадим Караваев, Александр Маккавеев и Сергей Шварев.
От большинства озёр Мещеры озеро Смердячье отличается округлой формой и невысоким окружающим валом. Максимальный диаметр озера составляет 290 м. Наибольшая глубина котловины — 31,4 м. Вал, опоясывающий озеро, возвышается над окружающей равниной на 1—2 м и на 4—5 м над зеркалом воды, он резко обрывается в сторону озера и плавно снижается в сторону окружающей равнины.
Участники нынешней экспедиции для определения параметров падения метеорита провели дистанционную съёмку с беспилотного летательного аппарата, которую предстоит привязать к георадарным профилям. О том, что падение метеорита произошло в начале голоцена, географы поняли по датировкам обнаруженных в отложениях озёрного вала прослоев глин — 9620 ± 170 лет назад и 9250 ± 180 лет назад, то есть импактное событие произошло после накопления этих отложений в существовавшем тогда здесь озере. Географы отмечают, что в строении озёрного вала присутствуют обломки горных пород каменноугольного возраста, залегающих в районе озера на глубинах выше 20 м. Это известняки, кремень и доломиты, которые были выброшены из котловины при ударе метеорита. При этом за пределами вала каменный материал (кроме единичных гальки и гравия) отсутствует. Для строения вала озера Смердячье также характерно опрокинутое залегание («перевёрнутость») его слоёв. О произошедшем когда-то здесь импактном событии говорит и то, что подстилающие рыхлые четвертичные отложения деформированы — разбиты надвигами и взбросами, в результате отжимания от центра и смятия взрывной волной.
В облике и строении котловины озера сочетаются черты метеоритного кратера и карстовой впадины. Исследователи полагают, что при столкновении метеорита с поверхностью Земли образовался кратер, при этом под толщей песков и глин, слагающих равнину, были вскрыты глубоко лежащие легкорастворимые карбонатные породы, и озеро стало развиваться как типично карстовое, для которого характерны повторяющиеся время от времени значительные колебания уровня.
В Шатурском районе Московской области, где расположено озеро Смердячье, есть и другие круглые глубокие озёра. Не исключено, что некоторые из них тоже образованы в результате падения метеорита. Их изучение — в планах московских географов, которые считают, что космические импактные воздействия были весьма значимы для развития жизни на Земле, а периодически имели определяющее значение. Масштабы воздействий были разными: падение крупных небесных тел могло привести к массовым вымираниям животных и смене типов растительного покрова, а менее крупные, но более частые падения способствовали региональным изменениям природной среды. Изучение импактных форм рельефа, определение их параметров и возраста событий может помочь восстановлению истинной истории развития природной среды и пролить свет на многие трудно разрешимые загадки, в том числе на абсолютно «спокойных» в настоящее время территориях.
По информации пресс-службы Института географии РАН. Фото Сергея Шварева
Комментарии к статье
* Импактиты были изучены ведущим геологом Всероссий-ского научно-исследовательского геологического института им. А. П. Карпинского (ВСЕГЕИ) Сергеем Енгалычевым.
Читайте в любое время