БИНТИ, 2002, №4

ГОРОШИНЫ ИЗ СТРУЧКА #1#

Группа американских и корейских физиков предлагает новый электронный компонент для квантовых компьютеров будущего. Они назвали свое творение "горошинами в стручке". Это ультрамикроскопическая конструкция из углерода: трубочку диаметром несколько пикометров (миллиардных долей миллиметра) нафаршировали углеродными шариками - фуллеренами (см. "Наука и жизнь" № 11, 1993 г.). Передвигая шарики по трубке с помощью электростатического заряда, можно плавно менять электрические свойства этого комплекса от изолятора до полупроводника и затем проводника. Кроме того, передвигая шарики, можно изменять резонансные свойства трубки (как движения кулисы меняют высоту звука тромбона) для потока электронов по ней, то есть управлять частотой тока.

Раньше та же группа ученых показала, что из одной "горошины", помещенной в нано-трубку, можно сделать триггер, основу любого компьютера, который будет срабатывать за 10 триллионных долей секунды - на несколько порядков быстрее, чем современные компьютерные микросхемы. Все эти свойства могут сделать "горошины в стручке" основой квантовых компьютеров близкого будущего.

На снимке, полученном с помощью туннельного микроскопа, показано устройство "стручка". Цветные зубцы над трубкой - движущиеся по ней электроны, демонстрирующие свою волновую природу.

ОДНОЙ ЛУНОЙ МЕНЬШЕ

Уран лишился одной из своих лун. Международный астрономический союз решил, что небесное тело, вроде бы обнаруженное на нескольких снимках, сделанных автоматическим зондом "Вояджер-2", не является спутником Урана.

Снимки, полученные еще в 1986 году, стали объектом внимательного изучения только 13 лет спустя, в 1999-м. Тогда на семи фотографиях был найден объект диаметром около 40 км, обращающийся вокруг планеты на расстоянии 75 000 км. Других подтверждений существования новой луны с тех пор не поступало, и снимки считаются спорными. В ближайшее время на Уран будет направлен взгляд космического телескопа Хаббл, но, пока он не подтвердит существование еще одного спутника планеты, решено считать этот спутник несуществующим.

Таким образом, Уран сейчас имеет 20 официально признанных лун, существенно отставая от Сатурна (30) и Юпитера (28 спутников).

МАГНИТ И АППЕТИТ #2#

Оказывается, магнитный компас подсказывает птицам не только направление полета, но и место, где они находятся, и сколько им надо есть.

Шведские соловьи зимуют на юге Африки. Так как по пути им приходится преодолевать 1500 километров над Сахарой, перед этим сложным отрезком маршрута они останавливаются на севере Египта и нагуливают жирок.

В музее естественной истории в Стокгольме построили лабораторную установку, имитирующую силу и направленность магнитных полей на всем пути от Швеции до Южной Африки. В эту установку орнитологи помещали молодых соловьев весом 20 граммов, впервые собирающихся в Африку. Таких же соловьев содержали вне магнитной установки. Обеим группам предоставляли любое требуемое количество корма. Оказалось, что под действием магнитной обстановки, характерной для севера Египта, подопытные птицы набирали в среднем три грамма веса, а контрольные, оставшиеся в шведском магнитном поле, - только один грамм.

ТИТАНОВАЯ БУМАГА

Двуокись титана кроме белизны, позволяющей на ее основе делать отличные белила, обладает еще одним важным свойством: при облучении дневным светом она реагирует с влагой воздуха, образуя свободные радикалы. Эти активные соединения, сильные окислители, способны уничтожать микроорганизмы и разлагать вредные вещества. В Японии начат выпуск бумаги, в состав которой введена двуокись титана. Из нее делают, например, обои, бумажные ширмы и настенные календари. Из непроветриваемой комнаты с такими обоями за три дня полностью исчезли пары формалина, которые для эксперимента ежедневно запускали в воздух (в комнате без обоев концентрация формалина выросла). (Титановые обои разлагают формалин до СО2 и воды.) На поверхности титановой бумаги кишечная палочка гибнет за сутки.

Сейчас рассматривается возможность выпуска титановой бумаги и в Германии.

ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ МИКРОБА #3#

Самую маленькую цепную передачу типа велосипедной изготовили в американской лаборатории "Сандиа". Длина каждого звена цепи - 50 микрометров. Цепь и соединяемые ею зубчатые колеса изготовлены из кремния методами микроэлектроники. Эта передача предназначена для микромашин будущего.

АКРИХИН ПРОТИВ БЕШЕНСТВА КОРОВ

Затронувшее многие страны коровье бешенство, как выяснилось, передается и людям, вызывая у них тяжелое неврологическое заболевание - болезнь Крейтцфельдта-Якоба (см. "Наука и жизнь" № 4, 2001 г.). До сих пор средств от нее не было. Но осенью прошлого года в одной из больниц Сан-Франциско (США) вылечили первого пациента с этой болезнью. Причем спасительным средством оказался акрихин - лекарство, применяемое от малярии уже более 60 лет.

Открытие сделано в той же лаборатории, где работает Стэнли Прузинер, получивший Нобелевскую премию 1997 года за открытие прионов. Эти белки, имеющиеся в любом организме, иногда принимают ненормальную конфигурацию, что и приводит к различным болезням, в том числе к бешенству коров. Причем ненормальные молекулы прионов способны изменять по своему образцу строение нормальных, отчего и возникает болезнь. Первые опыты были проведены на мышах, зараженных "неправильными" прионами. Через несколько дней лечения человека акрихином эти патогенные прионы исчезли и больше не выявлялись у пациента.

Клинические эксперименты с лечением болезни Крейтцфельдта-Якоба акрихином начаты и во Франции.

НА ЛИФТЕ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ #4#

Швейцарская фирма "Хорлахер" предлагает устроить на перекрестках механизированные надземные переходы. У края дороги вы заходите в двухместную кабину вроде лифта, и она по дугообразному стальному мостику направляется на другую сторону улицы. Проект поддерживает швейцарское министерство транспорта.

ЛУЧШЕ ШИПЕТЬ, ЧЕМ ЗАВЫВАТЬ

Английская фирма Sound Alert Тechnology, детально изучив особенности восприятия звуков человеческим ухом, предложила замену завывающим сиренам для автомобилей специальных служб. Звукоизлучатель фирмы, названный "Локалайзер", испускает широкополосный звук, напоминающий шипение. Разработчики утверждают, что направление на источник такого звука определяется гораздо быстрее и точнее, чем на сирену. Опыты, проведенные в лаборатории и на дорогах, показали, что водители правильно определяют, сзади или спереди находится сигналящая машина, в 44% случаев при использовании сирены и в 82% - с "Локалайзером". Откуда слышен сигнал - слева или справа, водитель правильно определяет в 79% и в 93% случаев соответственно. Машине с сиреной уступают дорогу 20 - 27% водителей, а с "Локалайзером" - 73 - 81%. Правда, последнее обстоятельство скорее связано с эффектом новизны: привыкнут - перестанут уступать.

Такую же сигнализацию можно использовать и в других ситуациях, когда важно привлечь внимание к источнику звука.

МЕДУЗЫ ДРЕВНИХ МОРЕЙ #5#

В каменоломне в штате Висконсин (США), где добывают песчаник, найдены тысячи отпечатков медуз. Некоторые из них больше полуметра в диаметре. Такие мягкотелые и эфемерные животные, как медузы, почти никогда не оставляют следа в палеонтологической летописи (это лишь вторая в мире крупная находка отпечатков медуз).

Более 500 миллионов лет назад здесь было мелкое тропическое море. Шторм выбросил на песчаный пляж тысячи медуз. Вокруг многих отпечатков видны следы попыток медуз сползти в воду. Тогда на Земле еще не было птиц, способных расклевать это неожиданное угощение. Поэтому медузы пролежали некоторое время на песке, а следующие шторма покрыли их новыми слоями песка. Погибшие животные постепенно сгнили, оставив в песке пустоты, повторяющие их форму. В дальнейшем за миллионы лет песок слежался, превратившись в камень с отпечатками погибших медуз внутри.

ПИСЬМО ОТ ТЕЗКИ

Как обнаружили канадские исследователи, люди охотнее отвечают на электронное письмо от своего тезки, чем от человека с совершенно другой фамилией.

Кеннет Оатс и Марго Уилсон из университета Мак-Мастера в Онтарио разослали 2960 адресатам по электронной почте письмо с вопросами об их местных спортивных клубах. Часть писем была подписана полным тезкой адресата, часть - человеком с такой же фамилией и часть - с таким же именем, как у адресата. Оказалось, что на письмо от тезки отвечают на 10,33% чаще, на письмо от человека с такой же фамилией - на 9% чаще, чем от "чужого". Если совпадают только имена отправителя и получателя, это почти не влияет на готовность ответить.

Авторы исследования сделали вывод, что для многих из нас предполагаемое родство с тезкой имеет определенное психологическое значение.

ПУГАЛО МОЖЕТ БЕГАТЬ И ПЛАВАТЬ #6#

Два ирландских студента сконструировали робот, который бегает по проводам высоковольтных линий и распугивает сиреной и лампой-вспышкой птиц, сидящих на проводах. Энергию для своих действий робот берет от самих проводов через индукционную катушку. Утверждают, что птичий помет вредит проводам и птичек надо гонять.

#7#

А в США испытывается робот-крокодил для распугивания пеликанов, которые на юге страны нападают на рыбоводческие пруды и выедают их подчистую. Зеленое плавучее пугало несет на спине солнечную батарею, дающую энергию для плавания. Искусственный крокодил может даже обстреливать птиц струей воды.

ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ

Как показало обследование, проведенное в США, среди американской молодежи очень популярны странички Интернета, посвященные здоровью и здоровому образу жизни. В общем, молодежь в Интернете интересуется вопросами здоровья активнее, чем взрослые.

Получение из Интернета медицинской, физиологической и гигиенической информации не менее популярно среди 1209 опрошенных молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, чем скачивание музыки или сетевые игры, и более популярно, чем покупки в интернет-магазинах. Половина опрошенных в тот или иной момент справлялись в Интернете о конкретных заболеваниях или медицинских проблемах, а 40% делают это не реже одного раза в месяц. Особенно их интересуют острые для молодежи вопросы - противозачаточные средства, профилактика СПИДа и других венерических болезней. Около 25% интересующихся медицинскими сайтами ищут сведения о борьбе с ожирением, психиатрических проблемах, наркотиках, алкоголе и насилии. Многие подростки стесняются обращаться с медицинскими и физиологическими вопросами к родителям, учителям или врачам, а безличность Интернета освобождает от застенчивости.

О ПОЛЬЗЕ МОЛИТВ #8#

Исследование, проведенное медиками в Объединенных Арабских Эмиратах, показало, что у мусульман коленные суставы здоровее, чем у неверных. И если колено мусульманина все же заболеет, вылечить его легче. Объясняется это ежедневной тренировкой: приверженцы ислама обязаны пять раз в день молиться, подолгу стоя на коленях (согласно преданию, Аллах требовал даже пятидесяти молебнов в день, но Магомету удалось выторговать сокращение в десять раз). Арабские врачи не настаивают на поголовном переходе в ислам, но рекомендуют соответствующую гимнастику.

В ЗЕРКАЛЕ ЛУНЫ

Присмотревшись к узкому серпику Луны в период новолуния, можно заметить, что не освещенная Солнцем часть нашего естественного спутника все же чуть-чуть видна (особенно, если смотреть хотя бы в слабый бинокль). Ее освещает тот же солнечный свет, но отраженный от Земли. Французские астрономы, изучив спектр этого слабого света, обнаружили, во-первых, что в нем преобладают голубые тона (недаром Землю называют "голубой планетой"!), а во-вторых, в этом спектре не хватает света с длиной волны менее 725 нанометров. Оказывается, дело в том, что эти длины волн поглощаются растительностью Земли при фотосинтезе. Таким образом, наши леса и луга видны с космических расстояний.

Авторы открытия полагают, что обнаруженное явление можно использовать для поиска растительной жизни на других планетах.

НА ШЕСТИ ВЕТРАХ #9#

Группа европейских дизайнеров предлагает проект небоскреба с шестью встроенными в здание ветродвигателями. Аэродинамическая форма трех башен направляет поток ветра на турбины. Проектировщики рассчитывают, что здание сможет само снабжать себя электроэнергией и что-то еще останется и на соседей. Но каково будет жить при постоянном шуме и вибрации?

НА ДЕНЬ БЫСТРЕЕ

В университете Виргинии (США) синтезировано лекарство, помогающее от простуды. Молекула средства, названного "пиковир", попадает в бороздку на поверхности вируса простуды и нарушает его функционирование. Правда, медикамент не действует на вирусы, вызывающие простуду зимой: это другой класс вирусов. Опыты на двух тысячах больных простудой показали, что пиковир сокращает срок выздоровления на один день - с семи до шести. Новое лекарство сейчас проходит всестороннюю проверку и появится в аптеках не раньше, чем к следующему сезону простуд - к осени. Неизвестно, будет ли оно пользоваться большим спросом: уж очень незначителен результат усилий фармакологов, длительность болезни сокращается всего на один день.

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: "New Scientist" (Англия), "Bild der Wissenschaft", "PM-Magazin", "Spiegel" и "VDI-Nachrichten" (Германия), "Geo- logy", "Popular Mechanics", "Science News", "Scientific American" и "Wired" (США), "Science et Avenir" (Франция), а также информация из Интернета.