Амаравелла
В. Кленов
Более полувека, до начала 1980-х годов, о художниках из группы «Амаравелла» и в СССР и за рубежом почти ничего не было известно.
«Амаравелла» складывалась постепенно с 1923 по 1926 год, а прекратила свое существование в один день, в начале 1930 года. Основателем группы был Петр Фатеев (1891 — 1971), еще до революции он создал первые в русском искусстве фантастические инопланетные пейзажи: «Небо с лучами», «Луна и ее отражения», «На планете двух солнц». Необычайно оживленная художественная жизнь Москвы рубежа 1910—1920-х годов позволяла ему активно выставляться.
Это было время всеобщих духовных поисков в среде русской интеллигенции, принявшей и обретения и трагические потери. Революция 1917 года обозначила для многих в России ось гигантского мировоззренческого переворота: под воздействием новейшей научной и философской мысли стала стремительно рушиться такая привычная и понятная, целиком «очеловеченная» в эпоху Средневековья геоцентрическая картина мира. Взору вдруг открылась вселенная Эйнштейна, Минковского, Резерфорда...
В недрах обширного общекультурного движения «русского космизма», «Амаравелла» представляла одно из своеобразных течений. В 1923 году на «Выставке пяти» в бывшем Музее изящных искусств в Москве Фатеев участвовал вместе с Борисом Смирновым-Русецким (родился в 1905 г.), который стал вторым участником складывающейся группы. Его графическое, по преимуществу, творчество было связано с традициями русского символизма: пластическими образами Виктора Борисова-Мусатова, лирикой Александра Блока, музыкой Александра Скрябина. Но ощущалось и воздействие авангарда: более всего — «духовного искусства» Василия Кандинского. Спустя год, с появлением необычайно одаренного Александра Сардана (Баранова, 1901—1974), виртуозного рисовальщика и тонкого пианиста-композитора, окончательно оформилось ядро группы. Он же стал и автором ее названия, в котором содержался своеобразный манифест. Для «посвященных» это экзотическое, загадочное слово открывало свои санскритские корни: «Ом», «Амаравити», «Урувелла». Так в нем можно было расслышать и древнее молитвенное восклицание, и название «обители бессмертных» в индуизме, и священной рощи Будды около Бенареса. Оно пробуждало фантазию и свидетельствовало об увлечении членов группы культурой древней Индии. В этом они открыто следовали за Николаем Рерихом, влияние которого вскоре перекрыло все остальные. Летом 1926 года, возвращаясь через Москву из трансгималайской экспедиции, этот уже всемирно известный мастер несколько раз встречался с членами «квадриги» — группы, в которую помимо Фатеева, Смирнова и Сардина входила актриса Руна (Вера Пшесецкая, урожденная Мантейфель), сохранившая от своего первого мужа, известного «оккультного» философа Петра Успенского мистическую настроенность, тяготевшая ко всему таинственному и загадочному.
Круг интересов этих молодых художников-космистов вполне естественно включал в себя различные области науки, техники, философии, связанные с изучением Вселенной, новейшими открытиями в области космофизики, астрономии, космотехники. Необычные для изобразительного искусства сюжеты отражали и современные разработки теорий Циолковского, и впечатления от стартов первых ракет Р. Годдарда и Г. Оберта, и чисто художественные попытки передать состояние невесомости, полета, космической беспредельности.
Первыми признаками грядущих бед стали в конце 1927 года участившиеся процессы над различными «мистиками»; священнослужителями и верующими, а также теософами, антропософами, розенкрейцерами... В феврале 1930 года пришла очередь «Амаравеллы».
Новые удары по «Амаравелле» последовали еще через десять лет! На другой день после начала войны был арестован Смирнов-Русецкий, он провел в лагерях и ссылках 14 лет. А в 1942 году прямо с фронта был отправлен в «Гулаг» Шиголев, точное время и место его гибели неизвестны... Дорога «к звездам» для участников группы прошла через страшные земные тернии.
Культурное наследие «Амаравеллы» необычайно богато, хотя и неравноценно. Оно впитало в себя множество важнейших, противоречивых влияний огромной культурной эпохи, протянувшейся от 1910-х годов почти до наших дней. И уже потому этот своеобразный, целостный памятник отечественной культуры требует и знакомства со зрителем, и всестороннего изучения специалистов. В творчестве художников «Амаравеллы» воплотились сложнейшие мировоззренческие поиски «русского космизма» и его всемирные достижения и опыт изжиьа-ния различных самых тонких и влекущих духовных соблазнов. И потому вполне заслуженно это наследие становится, наконец, нашим полноправным достоянием.
Читайте в любое время