Наши в Европе. Советские физики и «революция вундеркиндов»
Евгений Беркович
Юрий Александрович Крутков был, пожалуй, лучше всех советских физиков подготовлен к наступлению «революции вундеркиндов».
Окончание. Начало см. «Наука и жизнь» № 6, 2021 г.
Первый советский физик-теоретик
Юрий Александрович Крутков был, пожалуй, лучше всех советских физиков подготовлен к наступлению «революции вундеркиндов». С первых студенческих лет на физико-математическом факультете Петербургского университета вплоть до отъезда в 1912 году Пауля Эренфеста в Голландию Крутков активно участвовал в его петербургском семинаре. Юрий рано смог побывать за границей — осень 1913 года провёл в Лейдене у Эренфеста, путешествовал по стране, участвовал в физических семинарах в разных городах Голландии, в том числе, в Гаарлеме у Лоренца. Возможно, он уже тогда бегло встречался с Эйнштейном, часто бывавшим в гостях у Лоренца и у Эренфеста. Во всяком случае, по возвращении в Петербург зимой 1914 года Юрий получил открытку, подписанную Эйнштейном, а также Эренфестом и другими голландскими физиками, такого содержания: «Дорогой господин Крутков, сердечные приветы от участников исключительно плодотворно прошедшего коллоквиума. Письмо вскоре последует».
Близкое знакомство с Эйнштейном произойдёт спустя десять лет, о чём речь впереди.
Собственные работы Круткова тех лет лежали в русле квантовой физики до рождения квантовой механики. В каком-то смысле и его работы, и работы Эренфеста готовили почву для новой науки, но после создания матричной и волновой механики перестали быть актуальными...
Статьи по теме
- Наши в Европе. Советские физики и «революция вундеркиндов»
- Эпизоды «революции вундеркиндов»
- Эпизоды «революции вундеркиндов»
- Эпизоды «революции вундеркиндов»
- Трагедия Эйнштейна, или Счастливый Сизиф. Очерк первый. Эйнштейн против Бора. Квантовая механика
- Эпизоды «революции вундеркиндов»
Продолжение статьи читайте в номере журнала