ЛУНА И ПЛАНЕТЫ В МАЕ - ИЮНЕ 2004 ГОДА

А. ОСТАПЕНКО, председатель Московского астрономического клуба.

К радости любителей астрономии, наблюдателей неба, наступающие месяцы будут наполнены интересными и редкими событиями.

Вид звездного неба во второй половине мая 2004 года. Тут же показан путь кометы С/2001Q4 NEAT.

Правда, самые первые дни мая не предвещают ничего особого и необычного. С наступлением сумерек на западе над горизонтом проступят хорошо знакомые вам, но уже уходящие зимние созвездия: Близнецы, Возничий, Малый Пес. Единственное, что, безусловно, привлечет внимание наблюдателей, - здесь на небольшом участке неба встретились сразу три планеты.

Первой из них, еще на светлом небе, появится, конечно, Венера. Она, как всегда, превосходит остальные планеты и блеском (-4,4m) и красотой. Левее ее вскоре покажется также весьма яркий Сатурн (0,2m). Третья планета - Марс, он теперь уже, увы! находится "не в лучшей астрономической форме" и заметно уступает по блеску (1,7m) не только Венере и Сатурну, но даже многим звездам этой области неба. Объясняется такая разница и расстоянием от Земли до планет, и размерами, и отражательными свойствами их поверхностей.

Облачный слой Венеры, всегда скрывающий ее поверхность, отражает почти 65% падающего на нее света, и поэтому планета (она размером с Землю) кажется нам такой яркой, несмотря на то, что видим мы сейчас только узкий серпик. Кроме того, располагается она в эти дни всего в 52 млн км (0,34 а.е.) от Земли.

Марс, по диаметру он вдвое меньше нашей планеты, находится сейчас на расстоянии 343 млн км (2,29 а.е.) от нас и отражает всего 15% света. Неудивительно, что выглядит он более чем скромно (особенно для тех, кто помнит, как впечатлял его вид менее года назад, в период Великого противостояния!).

Гигантскому Сатурну (9,45 диаметра Земли в поперечнике) даже расстояние в 1,46 млрд км (9,76 а.е.) не помеха. Его метановая атмосфера отражает около 50% света, и еще немного яркости добавляет система колец. Видимое движение этих трех планет, обусловленное, прежде всего, их расстоянием от Солнца, выглядит тоже по-разному. Венера, выйдя из-за Солнца слева и обладая более высокой скоростью движения по орбите, теперь обгоняет нашу планету. 17-18 мая Венера удалится от светила на максимальное расстояние и "повернет" обратно к нему (так нам кажется с Земли).

А вообще-то, мы будем видеть, что до 17 мая Венера от вечера к вечеру понемногу поднимается выше и левее (вблизи этой даты совсем понемногу), а с 18 мая начинает опускаться ниже и правее (западнее). К концу мая планета, несмотря на значительный блеск, скроется в лучах Солнца.

Сатурн, как и положено жителю окраин Солнечной системы, перемещается неторопливо и степенно. За эти два месяца он сместится всего на 7о. Невооруженным глазом его движение можно заметить, лишь если регулярно наблюдать за ним неделю, а то и две. Траектория движения Сатурна будет прямой, без всяких изгибов и петель.

Марс, находящийся гораздо ближе к нам, движется также по прямой, но делает это значительно быстрее. 24 мая он нагонит Сатурн, пройдет всего в 1,4о севернее него и будет продолжать двигаться также по прямой.

Остается добавить, что Венера при этом не выйдет за пределы созвездия Тельца, а Марс и Сатурн будут находиться в Близнецах.

Еще одну планету, Юпитер, вы найдете в стороне от остальных, в созвездии Льва, которое сейчас видно по вечерам в южной части небосвода. "Царь планет" ярко сияет, заметно превосходя по блеску все светила этой области неба. Да и на всем небе он уступает только Венере и Луне. Виден Юпитер почти всю короткую ночь. Находится он примерно в 750 млн км от нас, однако его блеск -2,2m, что неудивительно для планеты с поперечником более чем 11 земных.

Последняя из видимых невооруженным глазом планет - Меркурий в описываемый период на нашем небе практически так и не покажется.

Теперь обратимся к Луне - самому предсказуемому и "дисциплинированному" светилу неба. Первомайский вечер застанет Луну почти полной и высоко на юге, в созвездии Девы. Через три дня она перейдет в Весы, где 5 мая наступит полнолуние (Ф=1.0). Затем Луна пройдет по южным созвездиям: Скорпиона, Змеи и Стрельца, постепенно опускаясь все ниже и ниже. Дальнейшее ее движение проследить сложно, потому что в наших широтах она будет восходить уже при утренней заре.

После новолуния, которое произойдет 19 мая, Луна вновь появится 21 мая в западной части неба, недалеко от Венеры. Если вы воспользуетесь в этот вечер биноклем, то сможете полюбоваться красивейшей картиной: в одном поле зрения, в 3о друг от друга, будут видны два узких серпа - один, большой, Луны, другой, крошечный, Венеры. Ее видимый диаметр в это время будет достигать 50", что делает серпик различимым даже невооруженным глазом. Оба они, естественно, будут повернуты одинаково - освещенной стороной к Солнцу.

На следующий вечер Луна в фазе 0,11 окажется вблизи Марса и Сатурна, образуя с ними треугольник, также очень красивое зрелище (если смотреть в бинокль). На следующий вечер Луна окажется вблизи звезды Поллукс, самой яркой в Близнецах. Первая четверть (Ф=0,5) наступит 27 мая в созвездии Льва. Здесь же, неподалеку от Луны (в 3,5о), будет находиться и Юпитер. Следующие четыре вечера Луна встретит в Деве, последний вечер - уже на самой границе Девы и Весов. Затем условия видимости нашей спутницы будут такими же, какими были за месяц до этого, с той лишь разницей, что точка полнолуния сдвинется к востоку и произойдет оно 3 июня вблизи яркой красноватой звезды Антарес - украшения созвездия Скорпиона.

Но, как мы уже предупредили, привычное спокойное созерцание планет и Луны в эти два месяца продлится недолго. 6-7 мая на наш небосвод стремительно ворвется совсем не похожее на них тело Солнечной системы - яркая новая комета. С/2001Q4 NEAT - такое неромантичное название комета получила по имени своего открывателя - телескопа-робота американской системы контроля космоса NEAT. Называть ее новой, может быть, и не совсем корректно. Она открыта еще в 2001 году, но хорошо видна в любительские инструменты стала совсем недавно, когда достаточно близко подошла к Солнцу. А теперь вам уже никакие инструменты для наблюдения не понадобятся. Появившись в мае на нашем небе, комета будет отлично видна невооруженным глазом.

Жители южных районов страны увидят космическую странницу 4 мая, средних широт - двумя днями позже. Наилучшее время для ее наблюдения - ранний вечер. В конце сумерек ее уже можно будет разглядеть у юго-западного горизонта. В первые дни видимости она тут же и зайдет за горизонт, но потом день ото дня будет появляться на небе все выше и выше и затем опускаться к горизонту вместе с остальными звездами. Комета движется "прямо вверх", почти перпендикулярно горизонту. Она пройдет через созвездия Большого Пса, Кормы, Единорога, Малого Пса, Рака, Рыси и Большой Медведицы. В первые пару недель видимости комета будет перемещаться по 5-6о в день, затем (в Большой Медведице) ее видимое движение надолго замедлится. Блеск кометы, хотя предсказывать его - дело крайне неблагодарное, скорее всего, не будет ниже 1-1,5m, то есть сравним с блеском ярких звезд. Свой перигелий - ближайшую к Солнцу точку орбиты - комета пройдет 15-16 мая, а максимум блеска (по расчетам, около 0,9m) ожидается около 10 мая. К 20 мая звездная величина уменьшится примерно до 2m, а к 5 июня - до 3m. Но даже в конце июня комета Q4, вероятно, все еще будет видна невооруженным глазом.

Комета с ее хвостом, а он может достигать в длину сотен миллионов километров, повернется к нам почти в профиль, и мы можем рассчитывать на то, что увидим довольно длинный хвост. Он, как известно, всегда направлен в сторону от Солнца, независимо от направления движения самой кометы. Поскольку эта комета "молодая" и, вероятно, впервые приближается к Солнцу, в ее хвосте преобладает газ, а не пыль. Значит, хвост окажется тонким и прямым. Впрочем, не исключается и наличие второго, широкого и желтоватого, пылевого хвоста, как это было, например, у последней, прилетавшей к нам в 1997 году яркой кометы Хейла-Боппа. Впрочем, от комет можно ожидать любых сюрпризов, что делает наблюдения этих загадочных тел еще увлекательнее.

Хочется отметить, что условия для наблюдения складываются на редкость благоприятными, только бы погода не подвела и дала нам возможность не только хорошенько рассмотреть хвостатое чудо невооруженным глазом, но и сделать неплохие снимки.

Но (ликуйте, астрономы!) небо послало нам в этом же двухмесячном периоде и вторую комету.

LINEAR Т7 тоже открыта американской автоматизированной системой, и уже довольно давно, в 2002 году. Сейчас она приближается к Солнцу. Правда, расположение ее орбиты для нас не столь благоприятно, как у Q4. Проекция движения этой кометы на небе проходит гораздо ближе к Солнцу. Она летит к нам как бы из-за него. Во время максимума блеска (17 мая) между кометой и Солнцем - чуть меньше 40о. Такое расположение кометы на небе более благоприятно для наблюдения из Южного полушария Земли. Но на подлете, пока комета еще остается неяркой, но доступной наблюдению в телескопы и даже бинокли, многие любители астрономии, в том числе и российские, успеют полюбоваться этим неярким, но очень интересным объектом. В феврале у нее уже появился небольшой симпатичный хвост. Как станут развиваться события дальше, вы, вполне вероятно, сможете увидеть сами.

В начале мая комету Т7 (блеск немного ярче 2m), хотя и с трудом, можно будет разглядеть в бинокль перед рассветом на востоке, у самого горизонта, в созвездии Рыб. Потом она уйдет далеко в южные широты и на пару недель совсем исчезнет из нашего поля зрения. Но после 10 июня Т7 снова появится и, можно надеяться, окажется все еще доступной невооруженному глазу. Она будет видна невысоко на западе, теперь уже удаляясь и от Солнца и от Земли, уходя в сторону созвездий Гидры и Секстанта. До конца июня эту комету удастся понаблюдать с помощью самых скромных инструментов, а возможно, даже и невооруженным глазом.

Увидеть невооруженным глазом сразу две кометы - такая удача выпадает не каждому поколению людей, так что не упустите ее!

И все же кометы, несмотря на эффектность и интригующую непредсказуемость поведения, будут не единственным интересным явлением этого периода.

8 июня все любители астрономии мира, кому в это время улыбнется счастье видеть Солнце, станут свидетелями еще одного редчайшего и интереснейшего явления, которое, несмотря на "шоу двух комет", возможно, будет названо астрономическим событием года. Проходя между Землей и Солнцем, Венера не окажется, как это обычно бывает, чуть выше или ниже него, а спроектируется прямо на солнечный диск. Такие явления очень редки, причем интересно, что они группируются парами с интервалом в 8 лет. А между парами проходит либо 121,5, либо 105,5 лет. Последние пары такого явления происходили в 1631 и 1639, в 1761 и 1769 и в 1874 и 1882 годах. Следующее прохождение, парное нынешнему, произойдет 5-6 июня 2012 года.

В одно из предыдущих прохождений - в 1761 году - М. В. Ломоносов провел наблюдение, благодаря которому пришел к выводу о том, что у Венеры есть атмосфера. Это научное открытие говорит о большой потенциальной информативности уникального явления, свидетелями которого мы станем.

Нынешнее прохождение Венеры продолжится примерно 6 часов. Наблюдать его можно будет лишь на освещенной Солнцем стороне Земли, конечно, если позволит погода. На этот раз нам повезло - редчайшее астрономическое явление смогут наблюдать почти на всей территории России. В Москве оно начнется в 8 ч 18 мин 54 с, а закончится в 14 ч 21 мин 29 с. В местах южнее или севернее широты Москвы продолжительность будет несколько иной.

Еще раз напоминаем, что при наблюдении Солнца чрезвычайно важно соблюдать меры безопасности. Ни в коем случае нельзя смотреть на него в оптические приборы, не оборудованные специальными фильтрами, - это может навсегда лишить неосторожного наблюдателя зрения. Да и просто смотреть на светило даже короткое время невооруженным глазом, не защищенным специальными стеклами, очень опасно.