Коллекция фарфора экспонировалась на втором этаже Оперного дома (сейчас здесь открыта другая выставка). Здание было построено архитектором В. И. Баженовым в 1776-1778 годах.
Мисочка из "Сервиза с красным драконом" имеет навершие в виде веточки с плодом и цветком лимона. Мейсен. 1730-е годы.
Террина (суповая чаша) украшена росписью, в которой использованы как китайские, так и японские декоративные элементы. Мейсен. Конец 1720-х - начало 1730-х годов.
Тарелка, в декоре которой полихромный букет, входила в сервиз, предназначавшийся для Нового дворца прусского короля Фридриха II в его резиденции Сан-Суси. Берлинская мануфактура. 1760-1770 годы.
В России в елизаветинское время и в период правления Екатерины II полихромные цветочные композиции в росписи фарфора были одними из самых любимых. Прямоугольное, со сглаженными углами блюдо - характерный образец подобной росписи.
Растительные мотивы встречаются в оформлении фарфоровых изделий самого различного назначения, например чайницы и стаканчика для мороженого (Императорский фарфоровый завод, последняя треть XVIII века).
В европейском искусстве XVIII века одним из наиболее популярных был галантно-пасторальный жанр. Именно с этой тематикой связана роспись пластины "Игра в жмурки".
Многоцветные гирлянды, подвешенные вертикально и закрепленные вверху бантом, использованы в росписи жардиньерки, изготовленной в XVIII веке на Севрской королевской мануфактуре.
В 1784 году на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге изготовлен парадный дворцовый "Арабесковый сервиз". Наряду с гротесковыми элементами его украшают изображения камей. Екатерина II была увлеченным собирателем произведений античных камнерезов.
Миниатюрный портрет Екатерины II украшает чашку 1780-х годов Императорского фарфорового завода. Портрет императрицы представлен в обрамлении лавровых гирлянд. Лавр с античных времен считается символом славы.
Изящный сервиз для чая с полихромным живописным декором в виде птиц, исполнен на Мейсенской мануфактуре.
Многофигурная композиция "Садовники" (Мейсен, начало 1770-х годов).
Чашка с блюдцем Императорского фарфорового завода. конец XVIII - начало XIX века. На поверхности блюдца видна схема движения планет вокруг Солнца. На чашке помещена живописная композиция, изображающая женщину перед небесной сферой.
Чашка с изображением Каменноостровского дворца в Петербурге (по оригиналу С. Щедрина). Санкт-Петербург. Первая четверть XIX века.
Чернильница завода Новых (Гжель, 1820-е годы) воспроизводит в миниатюре садовый фонтан в виде фигуры дельфина, изо рта которого льется вода в вазон. Образ дельфина как символа водной стихии восходит к временам античности.
К 1830-м годам относится выполненная на Императорском фарфоровом заводе тарелка с полихромным изображением Камероновой галереи в Царскосельском парке, получившей название по имени автора - Чарлза Камерона.
На чашке первой трети XIX века изображена Ахтырка - усадьба Трубецких с прудом, пристанью и дворцом на высоком берегу.
В Севре в 1804-1809 годах выполнена чашка с изображением одного из самых знаменитых французских замков - Шенонсо.
На чашке, выполненной в 1820-е годы на заводе Батенина, изображена Стрелка Васильевского острова в Санкт-Петербурге.
Чашка с блюдцем выполнены в Германии в 1830-е годы. Живописная композиция отличается тонкостью миниатюрного письма. Изображен знаменитый германский университетский город Гейдельберг с готическим замком на берегу реки.