ЗФТШ — ещё один феномен Физтеха
Материал подготовила Татьяна Врацкая
В 1966 году было осуществлено революционное решение — организована Заочная физико-техническая школа (ЗФТШ) при Московском физико-техническом институте.
В 1966 году было осуществлено революционное решение — организована Заочная физико-техническая школа (ЗФТШ) при Московском физико-техническом институте. В СССР появилась эффективная система повышения уровня физического и математиче-ского образования. Она охватила всю страну и обеспечила приток способных и уже хорошо подготовленных студентов не только на Физтех, но и в другие технические вузы. В течение нескольких десятилетий заочная школа была практически единственной возможностью углублённого изучения физики и математики для одарённых детей, живущих в отдалённых регионах страны. Обучение в школе было — и остаётся — бесплатным: совершенствовать свои знания учащийся может независимо от достатка родителей.С 1966 по 2021 год Заочную физико-техническую школу окончил 110 381 школьник. ЗФТШ продолжает свою работу.
Слово Анне Сергеевне Габдурафиковой (Кочеровой), кандидату физико-математических наук, директору ЗФТШ, доценту кафедры высшей математики МФТИ.
Самостоятельность и трудолюбие — главные качества (помимо очевидной склонности к точным наукам, прежде всего, к физике и математике), которыми надо обладать, чтобы учиться в ЗФТШ. Потому что молодому человеку, поступившему к нам, придётся много и усиленно заниматься в дополнение к обычной школьной нагрузке. Способный лентяй программу ЗФТШ освоить не сможет. Чтобы её освоить, нужна самоорганизованность, привычка к систематическому труду. Если эти качества изначально вам свойственны, Заочная физико-техническая школа поможет их укрепить, и они станут опорой вашей жизни, а если нет, то поможет их развить.
В ЗФТШ есть несколько форм обучения. Основная — индивидуальное заочное обучение, когда у каждого ученика есть свой преподаватель, который проверяет его работы, пишет подробные рецензии, указывает на ошибки. А ещё может просто рассказать о своей студенческой жизни, потому что этот преподаватель — студент Физтеха. Более того, преподавателя ученику мы стараемся подо-брать из его родного региона, чтобы усилить взаимный интерес.
Наряду с заочной существует очная форма обучения, но она подходит только для учеников из Москвы и Московской области, которые могут приезжать в МФТИ и заниматься в группе. Преподают в таких группах студенты старших курсов, аспиранты и выпускники.
Есть ещё очно-заочная форма, когда при общеобразовательном учреждении организуется кружок ЗФТШ. Для этого нужны преподаватели-энтузиасты и группа школьников, готовых обучаться. В таком кружке дети занимаются со своим учителем, но по нашим методическим разработкам и с нашим методическим сопровождением.
Программы на всех отделениях одинаковы, отличие только в том, учится школьник в группе или самостоятельно. На выходе все ученики получают свидетельство об окончании ЗФТШ, которое даёт преимущество при поступлении в МФТИ.
Многие выпускники прошлых лет вспоминают, как отправляли почтой на проверку свои тетради с решениями, с каким нетерпением ждали бандеролей из Долгопрудного. Конечно, с развитием интернета и цифровых технологий многое изменилось. Сейчас у каждого ученика есть личный кабинет на онлайн-платформе ЗФТШ. Через личный кабинет ученик получает доступ к теоретическому материалу и заданиям для самостоятельной работы. Ответы на задачи можно ввести прямо в форме, а если необходимо — прикрепить скан или фотографию своей работы. Преподаватели, в свою очередь, заходят на платформу, видят работы учеников и проверяют их. Как и раньше, они могут делать пометки красной ручкой, только электронной, например поверх рисунка, чертежа. Как только работа проверена, ученик получает уведомление. То есть в целом процесс тот же самый, но идёт значительно быстрее.
Ограничения, связанные с пандемией, привели к тому, что дети привыкли к дистанционным занятиям и стали с бoльшим энтузиазмом относиться к заочному обучению. На очное отделение сейчас уже не такой большой спрос, как раньше.
В нынешнем году мы запустили новый пилотный проект — дистанционные олимпиадные классы дополнительной подготовки. Этот проект рассчитан на одарённых детей из малых городов и сёл, и его цель — подготовить их к успешному участию в олимпиадах. Программа такой подготовки отличается от программы ЗФТШ. Занятия проходят один раз в неделю в формате вебинара, а в промежутках между вебинарами идёт общение по переписке — «дорешивание» задач, разбор ошибок. Ведут занятия студенты, которые имеют опыт участия в олимпиадах и могут транслировать свой опыт детям.
По данным последних лет, 35—37% поступивших на первый курс МФТИ окончили ЗФТШ, в прошлые годы бывало и 40—50%. Конечно, далеко не все, кто учился в ЗФТШ, идут на Физтех — такое в принципе невозможно, потому что выпускников у нас в несколько раз больше, чем предусмотрено мест для обучения в МФТИ. Примерно 17% наших выпускников становятся студентами Физтеха, 2% идут в МГУ, ещё 1—2% — в другие московские вузы и около 70% поступают в вузы в своих регионах.
Заочная физико-техническая школа остаётся верной себе: она даёт фундаментальные знания и одновременно учит решать нетривиальные задачи.
Вспоминают выпускники и преподаватели ЗФТШ:
В 1970 году на областной олимпиаде по физике в одном большом уральском городе я увидел на стене лист с условиями необычных и странных задач. Эти задачи надо было решить и в установленный срок послать свои решения в город Долгопрудный, о котором я ничего не знал. Но задачи были столь интересны и необычны, что мало какой олимпиадник избежит соблазна ещё раз испытать свои способности. Так и вышло, задачи были решены, конверт отправлен в МФТИ, и вскоре я получил извещение о зачислении в ЗФТШ. Вот так воронка событий затянула меня в этот увлекательный мир — мир физики и математики, в котором живу до сих пор.
После зачисления в ЗФТШ, начиная с сентября, я стал регулярно на ближайшей почте получать большие конверты с методическими разработками по математике и физике. До сих пор помню запах этих конвертов — сургуч, клей и ещё какой-то забытый парфюм советских почт. Фамилии авторов разработок я тоже хорошо помню: Коренев, Колесов, Пиголкина. Позже я их увижу в коридорах МФТИ, а пока… Я несусь с конвертом домой, с нетерпением распечатываю, читаю, решаю, снова читаю и, наконец, через пару недель отправляю свой рукописный труд на проверку. Проверкой работ в те времена занимались аспиранты, это входило в их отчётность по предмету «педагогика». Но мой проверяющий явно работал не за отчётность. Его красный карандаш усердно снижал мою самооценку и одновременно учил меня правильно понимать законы физики и теоремы математики. Кстати, этот аспирант в дальнейшем стал видным учёным-физиком, и я с интересом слежу за его научной судьбой.
Так прошёл учебный год, я заканчивал выпускной класс в родной школе, обучение в ЗФТШ также подходило к концу. К этому моменту у меня не было сомнений, куда поступать. Только в МФТИ! Заочное обучение с его методическими разработками, задачами, проверками, газетами «За Науку!», попадавшимися в конвертах ЗФТШ, сделало своё дело — приручило меня к Физтеху, хотя я ещё в глаза его не видел. Но мне предстояло выбрать факультет, сдать четыре вступительных экзамена, набрать нужный балл. Теперь мне кажется, что всё это сделал не я, а ЗФТШ. Поясню: в заключительном конверте с итоговыми оценками я получил приглашение поступать на новый в то время Факультет управления и прикладной математики. Вообще-то влиять на выбор факультета абитуриентом ЗФТШ не имела право. Но для новых факультетов ректорат делал исключение, на пару лет позволял факультету сделать себе такую рекламу. Часто это играло решающую роль в выборе — трудно отказаться от подобного приглашения. В итоге все мои мечты о лазерах, квантах, микросхемах ушли на периферию сознания, и на передний план вышли дискретная математика, оптимальное управление и иные, характерные для выбранного факультета, проблемы.
Что касается собственно вступительных экзаменов, то там больших проблем я не встретил — закалённый в борьбе с задачками ЗФТШ, умелым подбором тем, присылаемых методических разработок, общением с моим аспирантом-проверяющим, я уверенно набрал нужный балл и увидел себя в списках зачисленных в МФТИ. Удивительным образом это случилось в мой день рождения. Думаю, лучшего подарка на 17-летие просто невозможно придумать!
А теперь я могу пожелать нашей замечательной физико-технической школе МФТИ радостно отметить очередную круглую дату со дня основания и продолжить свой невероятный путь в мире формул, методичек, решений, проверок и огромного числа талантливых школьников!
Валерий Аркадьевич Козьминых, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры теоретической механики МФТИ.
***Традиционно основная масса поступающих в МФТИ была (и есть) не из Москвы и не из крупных университетских центров, а из «глубинки», а там доступность качественного физико-математического образования для школьников была намного хуже, чем в столице. Чтобы этот недостаток устранить, Георгий Васильевич Коренев (он был тогда сотрудником кафедры теоретической механики МФТИ и председателем комиссии АН СССР по робототехнике) предложил организовать при МФТИ Заочную физико-техническую школу, которая давала бы заинтересованным старшеклассникам возможность углублённого изучения математики и физики. В качестве преподавателей планировалось использовать аспирантов МФТИ, которым эта работа зачитывалась бы как педагогическая практика. По ходу дела выяснилось, что аспирантов для этой цели не хватает, и к преподавательской работе стали привлекать студентов старших курсов на общественных началах. Так преподавателем стал и я.
Александр Евгеньевич Умнов, доктор технических наук, профессор МФТИ.
***Вряд ли бы я отважился поступать на Физтех, если бы не ЗФТШ. До этого у меня не было никаких шансов. Учился я в обычной ярославской школе и не могу сказать, чтобы она отличалась высоким уровнем преподавания физики и математики. Заочная физико-техническая школа в этом смысле стала для меня окошком совсем в другой мир.
Как я узнал о ЗФТШ? Сработало сарафанное радио — кто-то из моих друзей-старшеклассников прочитал о ней в журнале «Квант», и мы втроём решили поступать. Отослали документы и решения задач, получили ответ о зачислении. И два года после этого получали по почте задания из Долгопрудного и отсылали решённые задачи. Стихийно у нас сложился такой самоорганизованный кружок: получив конверты с заданиями, мы втроём собирались и вместе их решали. Более того, были очень горды, когда всё получалось. Ведь иногда мы показывали задачи своим школьным учителям, и не всегда они могли их решить.
Ещё раз повторюсь, что ЗФТШ дала мне повод быть настолько наглым, чтобы приехать на Физтех как в родное место. Ведь в Долгопрудном работали преподаватели ЗФТШ, которые вручную проверяли мои решения задач, с комментариями красными чернилами...
Почему-то казалось, что меня здесь очень ждут. Поступать в МФТИ в 1972 году мы тоже поехали втроём, но поступил, к сожалению, я один. Тем не менее мои друзья впоследствии тоже стали физиками, в тот же год они поступили в институты в родном Ярославле.
Виктор Владимирович Сиднев, кандидат физико-математических наук, магистр игры «Что? Где? Когда?», мэр г. Троицка (2003—2011 годы), политический и общественный деятель.
***ЗФТШ — это формат, очень похожий на тот, по которому мы потом учились на Физтехе: теория, следом задачи. Может быть, в ЗФТШ было даже чуть сложнее, потому что не было «очного» контакта с преподавателем. Старался, учился самостоятельно. Всегда очень ждал, когда придёт проверенное задание. Бегал к почтовому ящику смотреть, пришло оно или ещё нет. Очень переживал, когда что-то неправильно делал, не в ту сторону двигался. До сих пор помню пометки красными чернилами. Алгоритм самостоятельной работы очень важен был. Поэтому я не скажу, что потом в МФТИ мне было как-то очень сложно учиться. Наверное, ЗФТШ в этом тоже помогла.
Александр Владимирович Фролов, кандидат физико-математических наук, президент ООО «ЕвразХолдинг».
***Ещё учась в школе в Ульяновске, я очень хотел стать учёным. С юных лет мне нравилось решать логические задачи. Участвовал и побеждал в областных математических олимпиадах. В школе попал в класс с математическим уклоном. В конце седьмого класса учитель математики посоветовала мне поступить в Заочную физико-техническую школу при МФТИ. Я проучился в ней с 8-го по 10-й класс. Пока я там учился, понял, что всё-таки профессия, к которой я способен, — это инженер. ЗФТШ очень помогла тем, что натренировала мозги на решение сложных и нестандартных задач, научила системно мыслить, рассматривать проблемы в разных разрезах, с разных точек зрения. Благодаря заложенному там фундаменту точно знаешь, что при желании и определённых усилиях можно найти ответы на любые вопросы. Для этого надо никогда не переставать учиться и не бояться спрашивать, если чего-то не знаешь или не понимаешь.
Я могу точно сказать, что без ЗФТШ я бы студентом МФТИ не стал. Дело в том, что в МФТИ очень высокие экзаменационные требования и знаний обычной школьной программы было бы недостаточно для поступления. Благодаря ЗФТШ мне удалось поступить на Физтех с первого раза на факультет квантовой электроники.
Сергей Анатольевич Колесников, совладелец и управляющий партнёр компании «Технониколь».
***О ЗФТШ я узнала из журнала «Квант». Там опубликовали вступительное задание. Попробовала решить — сначала скорее из интереса, потом переписала аккуратно в тетрадку, отправила. И меня приняли, правда, в красноярский филиал (наша семья жила в Бурятии, а всех учеников из Восточной Сибири в те годы «прикрепляли» к этому филиалу).
Если бы не приобретённый в ЗФТШ опыт решения сложных, нестандартных задач и если бы не ободряющее напутствие моего преподавателя по завершении учёбы, я бы даже не пыталась поступать на Физтех. Но — рискнула, прилетела в Москву и — поступила, сдав экзамены на все четвёрки. А со второго курса сама стала преподавать в ЗФТШ и занималась этим вплоть до пятого.
Елена Леонидовна Лозовская, кандидат физико-математических наук, главный редактор журнала «Наука и жизнь».
Подробная информация о ЗФТШ: www.school.mipt.ru
Читайте в любое время