ЖИДКИЙ АЗОТ ПРОТИВ ЛЕДЯНЫХ ЗАТОРОВ
С. БЫКОВ, А. ВЕТЮТНЕВ, А. КАНАЕВ, А. ПОЛЯКОВ, В. РОГАЛЕВ. Перспективные методы разрушений ледяных покровов. “Жизнь и безопасность” № 3—4, 2003, стр. 213—214.
Ледоход на северных реках чреват серьезными последствиями. Когда в верховьях снег уже тает, ближе к устью еще стоят морозы, и приходящая талая вода вызывает ледовые заторы и паводки.
Для разрушения ледовых полей обычно применяют высокоэнергетические бризантные взрывчатые вещества, например тротил. Заряды либо устанавливают в толще льда, либо сбрасывают на поверхность с самолетов и вертолетов. Эффективность от бомбардировки оказывается невысокой, поскольку основная часть энергии затрачивается на создание ударной волны, которая плохо ломает лед, но способна нанести ущерб гидротехническим сооружениям и, конечно, фауне водоема.
Если взрыв происходит под водой, то он вызывает другие последствия: на ударную волну тратится незначительная доля его энергии, и возникает гидродинамическая волна давления, воздействие которой на ледяной покров более разрушительно. Подобная волна создается также в результате взрывного кипения под водой криогенного вещества, например жидкого азота. Авторы статьи предлагают использовать для этой цели изотермический контейнер, или просто термос, с жидким азотом и инициатор вскипания.
На испытаниях пиковое давление при вскипании такого заряда достигало 2,5 Мпа (25 атм) — этого достаточно, чтобы разрушить льдину толщиной более 2 м. В центре “взрыва” образовывалась полынья диаметром 15 м, а на 70 м вокруг нее распространялись большие трещины.
Пиковые давления в гидродинамической волне на расстоянии 10 м от эпицентра взрыва не превышали 0,05 Мпа (0,5 атм). Это значит, что такая волна для окружающей среды почти безвредна.
Читайте в любое время