Роалд Хоффманн: как пережить нобелевскую премию
Доктор химических наук Александр Рулёв, Иркутский институт химии им. А. Е. Фаворского СО РАН
Спросите любого, какая награда считается самой престижной в научном мире, — и в ответ наверняка услышите: «Нобелевская премия».
Спросите любого, какая награда считается самой престижной в научном мире, — и в ответ наверняка услышите: «Нобелевская премия». Действительно, по завещанию её основателя она присуждается тем, «кто в течение предшествующего года совершил научное открытие, которое принесло наибольшую пользу человечеству». Нередко титул нобелевского лауреата оказывает едва ли не магическое влияние как на обывателя, так и на маститого учёного. Все одинаково заворожённо устремляют взоры на небожителя, с трепетным вниманием ловя каждое его слово.Когда в университетском курсе органической химии я изучал правило Вудворда — Хофмана, то не предполагал, что смогу когда-нибудь поближе познакомиться с одним из его создателей. Помню, что в ответ на моё первое письмо, написанное в классическом академическом стиле «Dear Prof. Hoffmann, I would be very grateful for…», получил скорый ответ, начинающийся незамысловато: «Hi, Alex», — и завершавшийся по-простому: «Roald». Как тут не вспомнить слова другого нобелевского лауреата, Петра Леонидовича Капицы, который полагал, что наука должна быть весёлой, увлекательной и простой, и такими же должны быть учёные.
Роалд Хоффманн был увенчан лаврами Нобелевского комитета в октябре 1981 года и стал одним из самых молодых когда-либо получавших эту награду химиков. Нобелевской премии он и его японский коллега Кэнъити Фукуи удостоены «за разработку теории протекания химических реакций, созданную ими независимо друг от друга»...
Продолжение статьи читайте в номере журнала