Страницы ненаписанной книги
Р. Садоков
История музыкальных инструментов не менее порой интересна и загадочна, чем история знаменитых бриллиантов или картин.
О ЧЕМ РАССКАЗАЛ ГЛИНЯНЫЙ ЧЕРЕПОК
Передо мной крупный осколок древнехорезмийской керамической фляги чуть заметны очертания фигур, неясные линии, треугольник. Этому обломку 2 400 лет.
Лишь под большим увеличительным стеклом удается рассмотреть на нем интереснейшую сценку царского пиршества хорезмийский царь с чашей в руках полулежит, опираясь на три узорчатые подушки. Кажется, что за чашей вина он ведет неторопливую беседу, а за спиной царя четко вырисовывается треугольный контур большого музыкального инструмента. Кисть музыканта застыла на струнах.
Сцена царского пира выполнена с такой художественной силой, что явственно слышишь шум пира, и голос царя и улавливаешь приглушенные звуки диковинной мелодии, красивой, и загадочной. Осторожно, стараясь не разрушить иллюзию, я повернул изображение музыкального инструмента к свету. Да, это была арфа, большая угловая арфа, некогда широко распространенная в Древнем мире. Арфы иного рода - малые угловые и так называемые ладьевидные - существовали, это известно ученым, в древней Средней Азии с первых веков до нашей эры вплоть до начала VIII века н. э. А вот изображение большой угловой арфы, редчайшего типа, на глиняном черепке позволяло установить начало распространения арфовых инструментов в Средней Азии - IV- III века до н. э.
Где же, когда существовали древнейшие арфы, более древние, чем наша арфа?
ШУМЕРИЙСКИЕ МУЗЫКАНТЫ
Ответ на этот вопрос дали раскопки в Месопотамии. Среди находок, относящихся к концу IV - началу III тысячелетия до н. э., археологи обнаружили фрагмент архаической шумерийской вазы из древнего города Адаба с изображением шествия музыкантов впереди два арфиста, играющие незамысловатой формы арфах, у одной - семь струн, у другой - пять. Гриф каждого инструмента украшен пышной бахромой.
Этот осколок вазы с изображением древнейшей в мире арфы известен всем инструменто ведам, и публикуется в каждой работе, посвященной арфе или родственным ей инструментам. Знаком он был и мне. Но однажды мне пришлось встретиться с ним вновь в несколько своеобразных условиях.
Как-то, просматривая небольшую брошюру, посвященную музыке современной Бирмы, я наткнулся на фотографию, сделанную несколько лет назад. На ней был запечатлен бирманский музыкант, играющий... на древней шумерской арфе. Сходство было настолько велико, что с трудом верилось, будто перед тобой всего лишь бирманская арфа. (Эту арфу - саунг, и игру на ней прекрасно описал Н. Тихонов в своей новой повести "Зеленая тьма". - Р. С.) Тем не менее факт оставался фактом пять тысячелетии не внесли ничего нового в конструкцию этого инструмента. И в том нет ничего удивительного действительно, традиции в изготовлении музыкальных инструментов очень долговечны.
В 20-30-е годы нашего столетия известный английский археолог Л. Вулли вел раскопки крупнейшего города Двуречья - Ура. На царском кладбище города в одной из гробниц, принадлежащей царю Абарги, и царице Шубад, он обнаружил три арфы, в другой - четыре. Обе гробницы могут быть отнесены к III тысячелетию до н. э. Две арфы были целиком серебряные, а остальные... Вот как описывает Л. Вулли одну из них "В конце крайнего ряда (десяти жертвенных женщин. -Р. С.) лежали остатки чудесной арфы ее деревянные части истлели, однако украшения сохранились полностью... Верхний деревянный брус арфы был обшит золотом, в котором держались золотые гвозди,- на них натягивали струны. Резонатор украшала мозаика из красного камня, лазурита, и перламутра, а впереди великолепная золотая голова быка с глазами и бородой из лазурита. Поперек остатков арфы покоился скелет арфиста в золотой короне".
Головками животных украшали арфы не случайно. По сути дела, резонатор инструмента был телом животного, подобно тому, как некоторые современные ладьевидные арфы, например, остяцкий "гусь", по силуэту действительно напоминают птицу. А из древних источников известно, что звучание арф напоминало голос того животного, чья голова украшала инструмент с бычьей головой - бас, с коровьей - тенор, а с оленьей - альт.
Помимо арф, были найдены инструменты, относящиеся к иным классификационным группам. В том же Уре обнаружен двойной гобой (он отнесен учеными к 2 800 году до н. э.); известен ударный инструмент 2 500 года до н. э.- нечто вроде кастаньет,- состоящий из двух бивней или клыков.
В Древнем Египте найдено такое громадное количество изобразительного, и вещественного "музыкального" материала, что только лишь перечисление его заняло бы многие сотни страниц. Одно важное обстоятельство выделяет изобразительное искусство Египта ведь отсюда мы впервые узнаем о существовании музыкальных ансамблей, состоящих зачастую из большого количества музыкантов, певцов и танцовщиц. Это настоящие инструментально - вокально-танцевальные коллективы, обладающие высокой техникой, большими выразительными, и акустическими возможностями. В состав такого ансамбля входила большая арфа, двухструнный инструмент типа лютни, двойной гобой и лира. В гробнице Тутанхамона сохранилась серебряная труба, и систры.
В Египте получает свое окончательное развитие угловая арфа, которая в ассирийское время (начало I тысячелетия до н. э.) распространилась настолько широко, что ее по праву можно считать "массовым" инструментом. Ее знали на громадном участке земной суши - от Испании до Кореи. В Ассирии целыми оркестрами угловых арф встречали победоносных военачальников, а в древних среднеазиатских государствах она была непременным участником ансамблевых и сольных выступлении
На территории нашей страны арфа, и односторонние барабаны были найдены в Горном Алтае при раскопках грандиозных Пазырыкских курганов. Благодаря тому, что музыкальные инструменты попали в слой вечной мерзлоты, они дошли до нас почти в полной сохранности. Время их существования - V - IV века до н. э.
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ДОИСТОРИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ
Необычайно богата культурная история народов нашей Родины. Широкий размах археологических работ выявил ряд первоклассных памятников, характеризующих музыкальную культуру первобытной эпохи.
Человек того далекого времени в нашем представлении личность довольно устрашающая одетый в звериные шкуры, заросший волосами, он швыряется огромными камнями и охотится на мамонтов. Внутренняя, духовная жизнь его менее известна наскальные рисунки, ювелирная точность обработки камня, в общем, остаются достоянием небольшого круга специалистов, и интересующихся. А вот о том, что первобытный человек любил музыку и имел совершенные по тому времени музыкальные инструменты, знают единицы.
Уже в палеолите человек пользовался духовыми музыкальными инструментами. Инструментам из кости, и камня повезло значительно больше, чем деревянным. Последние, как мы видели на примере Месопотамии, сохраняются, начиная с IV- III тысячелетия до и. э. На берегу Днестра при раскопках палеолитической стоянки археологи обнаружили палеолитическую флейту вместе с костями животных, орудиями из кремня, кости и рога. Флейта сделана из рога северного оленя, внутри имеет продольный канал, и шесть игровых отверстий четыре на узкой мундштучной части и два - на обратной стороне. Ее использовали 15-12 тысяч лет тому назад. Подобные флейты обнаружены также в некоторых местах Франции, Чехословакии, и Англии.
В эпоху неолита, иначе ново-каменный век, известна уже серия музыкальных инструментов духовые - их делали из легких птичьих костей, и ударные, выполненные из камня. Продольные флейты, и чрезвычайно любопытные, очень сложные "флейты Пана" найдены у Мариуполя, под Саратовом, под Рязанью, в Забайкалье, а также в Дании и Северной Америке.
Особый интерес представляет неолитический литофон, найденный в южном Вьетнаме. Находка эта интересна еще, и тем, что удалось установить звукоряд инструмента.
ОДИННАДЦАТЬ КАМЕННЫХ ЗАГАДОК
В один из февральских дней 1949 года рабочие-землекопы, строящие железную дорогу у селения Идут Льянг Крак (в Южном Вьетнаме), обнаружили в земле группу каменных плитообразных брусков необычного вида. Люди почтительно рассматривали их и, возбужденно переговариваясь, показывали на плиты рукой. Скоро весть о диковинных брусках распространилась далеко. Проезжавший по этим местам французский ученый этнограф Ж. Кондоминас узнал из разговоров о находке, прибыл на трассу дороги и осмотрел плиты. Их сказалось одиннадцать. Они стояли кучно, под обрывистым холмом, засыпанные сползшим сверху грунтом. Каждая плита, примерно метровой длины, весила 810 килограммов. Сквозь затянувший их поверхность известковый налет угадывались широкие плоские сколы, которые шли по краю плит. В происхождении этих вещей сомневаться не приходилось они сделаны рукой человека. Важно было выяснить условия залегания плит. Ученый тщательно, метр за метром, перебрал вокруг них землю. Увы, ни культурного слоя, ни находок, хотя бы приблизительно датирующих эти камни, не было. Перед Ж. Кондоминасом стоял трудный, казалось бы, неразрешимый вопрос зачем они были сделаны? Одна гипотеза сменяла другую, а удовлетворительное решение не приходило.
Тем временем каменные "загадки" отправили во Францию, в парижский Музей Человека, где они подверглись дальнейшему исследованию. И возвратившись на родину, Ж. Кондомннас продолжал заниматься своей находкой, пытаясь разгадать мучившую его тайну. А однажды он вспомнил незначительный инцидент, происшедший при упаковке плит. Одну из них, лежащую на открытом ящике, случайно задели, ударив каким-то предметом. Звук, возникший при этом - удивительно чистый, и глубокий,- изумил людей, но все скоро об этом забыли, не придав этому никакого значения. А между тем именно здесь, по убеждению ученого, крылась разгадка одного из выдающихся научных открытий нашего времени. К работе Ж. Кондоминаса подключились археологи и музыковеды. И вот в результате совместных исследований им удалось установить, что каменные плиты, найденные у местечка Идут Аьянг Крак,- музыкальный инструмент, изготовленный жителями неолитического поселка. Больше того, теперь ученый даже смог записать звукоряд литофона - так назвали этот инструмент,-то есть систему определенного количества звуков, на базе, и в пределах которых строилась мелодия (подобно тому, как в современном фортепьяно звукорядом являются звуки до, ре, ми, фа, соль... и т. д.). Вот этот звукоряд:
Каменные музыкальные инструменты не новость в науке. Известны, например, каменные колокола, и литофоны из шлифованного нефрита. Но все они обязательпо подвешиваются к чему-либо. Вьетнамский литофон конструктивно похож на ксилофоны или металлофоны, то есть его плиты кладутся горизонтально. Достаточно под ними вырыть яму - резонатор, как инструмент готов к употреблению. Удар колотушкой - и "космические" звуки (окраска их именно такова) медленно взлетают, стоят мгновение в нерешительности, а затем рассыпаются, и незаметно тают.
Спустя девять лет после открытия Ж. Кондоминаса некий Бульбе, скромный французский землевладелец, попал на религиозный праздник в деревушку Буон Бёрде, расположенную в нескольких десятках километров от Идут Льянг Крака. Собралось все население деревни. "Гвоздем" праздника был обряд принесения в жертву священного буйвола. В разгар церемонии притащили три каменных продолговатых плиты и начали бить по ним колотушкой. Под дребезжащие звуки животное было заколото, и его кровью обрызгали шероховатые, в оспинах сколов плиты. Нужно отдать должное Бульбе он не только сфотографировал их, но и описал все виденное. Так был открыт второй литофон, подтвердивший правильность заключения Ж. Кондоминаса, и вывод, к которому пришли музыковеды культурные традиции народа сохраняются на протяжении многих веков.
Судьба последнего, третьего литофона сложилась неудачно. Обнаруженный во время земляных работ приблизительно в том же районе, он попал в руки капитана американской армии, который не замедлил сделать на нем бизнес. Он продал его какому-то любителю древностей из Лос-Анжелоса, после чего редчайший памятник музыкальной культуры первобытной эпохи исчез бесследно.
Читайте в любое время