Как создавался календарь

Я. Шур

Трудно себе представить более простое и вместе с тем более сложное понятие, чем время.

Трудно себе представить более простое и вместе с тем более сложное понятие, чем время.
А. Е. Ферсман.

Семиконечная звезда в круге - этот знак у астрологов считался священным. Стрелки указывают последовательность дней недели, семь знаков в углах звезды обозначают небесные тела, управляющие этими днями.
Обломок Метонова календаря, изготовленного для города Милета- Слова, высеченные на камне, указывают положение Солнца среди созвездий, их первый восход или последний заход. В отверстия календаря вставляли таблички с числами текущего лунного месяца и этим согласовывали лунный календарь с солнечным годом.
Древнеримский каменный календарь. Вверху изображения богов, управляющих днями недели Сатурн - субботой. Солнце - воскресеньем, и т. д. Посредине - зодиак, а справа и слева - числа месяцев.
Проект Всемирного календаря.

КОГДА?

Весною 1843 года Генрих Гейне писал о сооружении железных дорог, как о событии, начинающем новый период всемирной истории "Поколебались даже основные понятия о времени, и пространстве. Железные дороги убили пространство..."

Еще при жизни Гейне появился другой "убийца пространства" - телеграф, встреченный сначала издевательскими насмешками. "Вот еще что выдумали - мысли передавать по проволоке, а сапоги нельзя таким же способом переправлять?!"

Телефон и радио вновь изменили понятия о времени, и пространстве мир словно уменьшился. В самом деле, весть о разгроме наполеоновской армии на полях России доплелась до Америки и Японии лишь через полтора-два месяца. В наши дни одно, и то же сообщение по радио люди слушают одновременно в Москве, Нью-Йорке, Токио. Для радио на Земле не существует расстояний. Но расстояния не изменились, сократилось не пространство, а время.

Но как бы ни менялось понятие времени, одним из самых существенных вопросов был и остается КОГДА? О любом важном событии необходимо знать, когда оно началось, и когда кончится, то есть определить его адрес во времени;

Природа дала нам две меры времени - сутки и год,- связанные с движением Земли вокруг ее оси, и вокруг Солнца. Календари - это системы правильного, без пропусков и повторений, счета суток.

Сколько же суток в году? Любой школьник без запинки ответит "365 или 366" -, и ошибется. Столько листков в отрывном календаре, а солнечный год - период одного оборота Земли вокруг Солнца - содержит в среднем 365,24219... суток, или менее точно, 365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд. Из этого "привеска" целых суток никак не выкроить, а в календаре для удобства непременно должно быть целое число суток.

Как говорят математики, год и сутки - величины несоизмеримые. Поэтому нельзя разработать безупречно точный календарь, к чему люди стремились с древних времен.

Теперь почти весь мир живет по григорианскому календарю, незаслуженно, как вы скоро убедитесь, названному именем папы Григория XIII. Этот календарь заменил прежний - юлианский, также несправедливо носящий имя Юлия Цезаря.

Предшественником юлианского календаря был египетский, разработанный более 6 тысяч лет назад. Были, вероятно, календари, и до египетского. Где они зародились? Когда?

Истоки календаря уводят нас в даль тысячелетий...

СУТКИ И НЕДЕЛИ

Образ жизни всех живых существ во многом зависит от смены дня, и ночи. Человек на ранней ступени своего развития уже знал, что темную ночь сменит день, и ждал его днем легче найти пищу, ночью опасно удаляться от жилья. Человек примечал прилет птиц, разливы рек, массовый ход рыбы, увядание и расцвет растений.

Ритмичное чередование дня, и ночи, смена времен года породили самые первые представления о времени, как регулярной смене света и темноты, тепла, и холода.

Однако минуло немало поколений, прежде чем люди научились "считать время". Это было трудное дело ведь дни в отличие от вещей ускользают неуловимо и безвозвратно. И все же счет времени начался, вероятно, с дней сутками пути измеряли расстояние до заповедных мест охоты, по числу дней отсчитывали, как долго она продолжалась.

Сначала, возможно, было только два числа один, и много; затем возникла двойка два глаза, два уха, две руки. От рук перешли к счету по пальцам на одной, потом на двух руках. Вот как появились пятидневная и десятидневная недели - предшественницы будущего календаря.

Впрочем, можно было вести счет времени, и не считая дней от первого появления лунного серпа до полнолуния, затем снова - до узкого серпа. Большей точности тогда еще не требовалось.

МЕСЯЦ И ГОД

Высоко ли поднимается Солнце в полдень, видны ли знакомые созвездия сразу после заката или лишь перед восходом Солнца - эти, и другие приметы указывали нашим далеким предкам, что весна или осень уже наступила, указывали, но не предсказывали ее приближение. А земледельцам необходимо было предвидеть начало весны, чтобы заблаговременно подготовиться к полевым работам.

Особенно важно это было в тех теплых странах, где реки при бурном разливе затопляли прибрежные поля, а входя в берега, оставляли на земле плодороднейший ил. Надо было заранее подготовить водохранилища, чтобы в сухое время года по многочисленным каналам подавать драгоценную влагу на поля,-тогда обильный урожай был обеспечен.

Но как узнать, когда начнется благодатное наводнение? Для этого необходим настоящий календарь, а его нельзя разработать без астрономических знаний.

Многие народы поклонялись Луне. Жрецы подсчитали, что от одного "возрождения" узкого серпа до следующего проходит около 29,5 суток. Так была открыта вторая (после суток) природная мера времени - месяц. По этим двум мерам, и были созданы древнейшие календари. Один из них был разработан жрецами Шумера (Южное Двуречье).

Каждый месяц начинался в день рождения бога Луны - первым появлением серпа. Начало первого месяца - новогодие (середина марта по нашему календарю), когда начинался разлив Тигра, а затем Евфрата,- было самым торжественным праздником. От одного такого "потопа" до следующего проходило приблизительно 12 лунных месяцев.

И шумерские жрецы составили лунный календарь из 12 месяцев, по 29, и 30 дней поочередно - всего из 354 суток. Но через некоторое время обнаружилось, что весеннее наводнение не поспевает за чересчур прытким календарем. Земледельческие работы связаны не с лунными месяцами, а с временами года, смена которых зависит от Солнца. Чтобы согласовать календарь с природой, приходилось время от времени вставлять еще один-13-й месяц. Прежний лунный календарь стал преображаться в лунно-солнечный месяцы считали по Луне, а год - по Солнцу. Произошло это около 4 тысяч лет назад. Вероятно, в это же время утвердилась, и семидневная неделя.

Сначала этой неудачной мерой времени пользовались только для счета дней по лунным фазам. Однако для календарного, то есть непрерывного счета дней неделя оказалась непригодной ведь в лунном месяце не ровно 4 недели, а 29 или 39 дней. Тем не менее семидневная неделя вытеснила своих предшественниц - пятидневку и десятидневку - лишь потому, что была связана с астрологическими измышлениями.

Астрологи всерьез утверждали, что жизнь людей всецело зависит от влияния планет, а также Солнца, и Луны. Каждое из этих небесных тел, мол, командует только своим днем недели Солнце - первым днем, нынешним воскресеньем, Луна - понедельником, Марс - вторником и т. д. И до сих пор во многих иностранных языках дни недели называются по именам римских богов планет.

В VI веке до н. э. вавилонские астрономы придумали восьмилетку если к трем годам из восьми добавлять 13-й месяц (из 30 дней), тогда счет по Луне, и Солнцу сойдется. Но и в этом календаре быстро накапливалась ошибка лунный месяц вавилоняне считали за 29,5 суток, в действительности же он приблизительно на 44 минуты длиннее, а из этих минут за 8 лет вырастает около полутора суток.

Более точный лунно-солнечный календарь создан был в 432 году до н. э. греческим астрономом Метоном. Из 19 лет семь имели по тринадцать месяцев, и тогда расхождение в один день накоплялось лишь за 213 лет! Но дело не только в точности, календарь должен быть простым и удобным. И такой календарь был создан в Египте за тысячи лет до Метона.

ПЕРВЫЙ СОЛНЕЧНЫЙ

Земледелие в Древнем Египте было возможно лишь в узкой долине между двумя бесплодными пустынями. Ежегодный разлив Нила был не только великим празднеством порой он грозил бедствием буйные воды могли смыть, унести целые селения вместе с их обитателями. Поэтому для египтян было жизненно важно знать заранее, когда начнется благодатное, и грозное наводнение. И жрецы-астрономы нашли такие предзнаменования на небе. Они заметили, что вода в Ниле начинает прибывать как раз в пору летнего солнцестояния. И еще одно поразительное совпадение в это же время перед восходом Солнца показывается самая яркая звезда - Сириус и, блеснув как жемчужина, тотчас же угасает в свете утренней зари.

Эти в самом деле удивительные совпадения жрецы, разумеется, провозгласили божественным предначертанием, ниспосланным свыше. Теперь египтяне могли заблаговременно узнать, когда наступит вожделенный разлив единственной в стране реки. По наблюдениям за Сириусом жрецы рассчитали, что год продолжается 365 дней, и безошибочно предсказывали радостный праздник, а темный, невежественный народ мог только дивиться пророческому дару богослужителей.

Жрецы разработали первый в истории солнечный календарь. Он состоял из 12 месяцев по 30 дней, или по 3 десятидневных недели в каждом плюс еще пять дней в конце года. Самый торжественный праздник - Новогодие - был приурочен к началу нильского наводнения. Но - увы! - религиозные предрассудки помешали жрецам создать действительно образцовый календарь на долгие времена.

Дело в том, что каждые четыре года нетерпеливо ожидаемый первый восход Сириуса почему-то запаздывал на сутки, и приходился не на первое число месяца, а на второе, затем на третье и т. д. Египетские жрецы, достаточно искушенные в астрономии, наверное, догадались, почему кошибается» божественная звезда. Очевидно, год содержит не ровно 365, а 365,25 суток; из этих четвертушек за 4 года и образуются лишние сутки, которых нет в календаре, и вовсе не Сириус запаздывает, а календарь убегает вперед. Но жрецы упрямо продолжали считать в году 365 суток.

Необходимая поправка в календарь была внесена римским императором Августом в 26 году до н. э. Этот календарь, самый простой и удобный из всех существующих, до сих пор принят в Эфиопии и у коптов — христианского населения ОАР (Египта). К сожалению, наш календарь воспринят не от египтян, а от римлян.

В Древнем Риме действовал чрезвычайно запутанный календарь, которым распоряжался в своекорыстных интересах верховный жрец. Давно уже назревшую реформу римского календаря осуществил Юлий Цезарь, воспользовавшись советами египетского астронома Созигена.

По новому календарю год состоял из 365 суток, а недостающие четвертушки раз в четыре года добавлялись как 366-й день к самому короткому месяцу - февралю. Вместо равных - по 30 дней - египетских месяцев пришлось в угоду древним суевериям (четные числа считались несчастливыми) в некоторых месяцах оставить по 31 дню, как было до реформы. Эти разнокалиберные месяцы благополучно дожили до нашего времени. Сохранились также их названия по именам богов (Янус, Марс, Майя, Юнона), и римских правителей (Юлия и Августа), по числительным, не соответствующим их числовому значению. Любопытно, как это получилось.

Юлий Цезарь перенес начало года с марта на январь (что, к сожалению, сохранилось до наших дней), а в связи с этим перескочили на два месяца вперед все месяцы. И вот сентябрь (септембер), который по смыслу этого слова должен быть седьмым месяцем, стал девятым. Такая же нелепица приключилась с октябрем, ноябрем, и декабрем.

Созигенов календарь, названный по имени Цезаря юлианским, начал свою жизнь в 46 году до н.. э. Через сто с лишним лет в этот календарь проникла с Востока астрологическая семидневка. Эта неделя, унаследованная от вавилонян евреями и освященная Библией, позже была воспринята, и узаконена христианской религией.

Юлианский календарь мирно просуществовал больше полутора тысяч лет. Зачем же понадобилось реформировать его?

КАКОЙ КАЛЕНДАРЬ ЛУЧШЕ!

Созиген знал, что год продолжается не ровно 365 дней и 6 часов, а немного короче, но пренебрег этим. И действительно, незначительная ежегодная разница, около 11 с четвертью минут, только за 128 лет вырастает до целых суток наступило, например, 1 января, а по календарю все еще числится прошлогоднее 31 декабря.

С течением веков календарь запаздывал все больше. Руководители христианской церкви усмотрели в таком отставании календаря чуть ли не потрясение религии. Почему?

Еще в 325 году Никейский собор постановил, что праздник пасхи должен наступать в воскресенье после первого весеннего полнолуния, а началом весны следует считать 21 марта, когда день равен ночи. Духовенство полагало, что весеннее равноденствие навеки прикреплено к 21 марта по юлианскому календарю.

Но это равноденствие каждые 128 лет отодвигалось на сутки назад, а в XVI веке отступило уже на 10 дней. И если полнолуние приходилось, например, на 20 марта, то оно было весенним, но считать его таковым нельзя, так как случилось оно до 21 марта. Вот эта-то неразбериха в церковном календаре, а вовсе не научные соображения, вызвала необходимость в реформе. Нужно было вернуть весеннее равноденствие к 21 марта, и так прочно связать с "законной" датой, чтобы оно больше и не дерзало пятиться.

Эту задачу удачно решил итальянский ученый Алоизий Лилио. Он предложил пропустить в календаре 10 дней, и таким образом сразу подогнать равноденствие на "свое" место. А для того, чтобы удержать его здесь, Лилио придумал остроумный способ.

В юлианском календаре лишние сутки набегают за 128 лет, или за 400 лет почти три дня. Чтобы избавиться от них, лучше всего считать простыми (по 365 дней) те сотые годы, которые не делятся на 400. Так, 1600 год - високосный (366 дней), а 1700, 1800, 1900 годы - простые (по юлианскому календарю все они високосные). Вот как просто исключаются из счета три дня в течение 400 лет!

Этот календарь был утвержден папой Григорием XIII (уже после смерти Лилио, в 1582 году) и, вопреки справедливости, назван не лилианским, а григорианским. Как предписал папа, после 4 октября 1582 года сразу считали 15-е число, и в 1583 году весеннее равноденствие водворилось на "издревле назначенное ему место", а впредь надлежало строго соблюдать лилианское "правило високосов".

Григорианский календарь, или "новый стиль" (в отличие от юлианского, или "старого стиля"), в том же 1582 году был принят Италией, Испанией, Португалией, Францией, и другими государствами, где господствовала католическая религия. Позже, очень медленно, в течение трех с половиной веков, новый стиль распространялся по другим странам. У нас он был введен лишь после Великой Октябрьской революции - с 14 февраля 1918 года.

Год по григорианскому календарю всего лишь на 26 секунд длиннее солнечного, и разница в одни сутки накопляется только за 3300 лет, то есть мы можем не беспокоиться об этом до 49-го века.

Еще точнее календарь, созданный за 500 лет до григорианского (в 1079 году) в Персии при участии Омара Хайяма, знаменитого поэта, и ученого. По этому календарю год всего на 19 секунд длиннее солнечного, состоял из 12 месяцев по 30 дней и 5-6 добавочных дней в конце года, а начало его всегда приходилось на день весеннего равноденствия.

Во Франции после буржуазной революции, в 1793 году, был введен новый календарь, построенный по такому же образцу. Астрологическая семидневка была изгнана, и заменена десятидневкой. Каждый из 12 месяцев делился на три десятидневки декады. Старые названия месяцев были заменены новыми. Например, осенние месяцы назывались виноградный, туманный, изморозный. Год начинался в день провозглашения республики, который совпадал с осенним равноденствием.

В некоторых странах до сих пор, главным образом по религиозным традициям, сохранились лунный и лунно-солнечный календари. До наших дней в Индонезии, Иране, Ираке, ОАР, и некоторых других мусульманских странах уцелел лунный календарь.

Мухаммед (Магомет), считающийся основателем ислама, строго запретил своим последователям, правоверным, добавлять 13-й месяц. В лунном календаре всегда 354 или 355 дней. Поэтому любая дата отступает ежегодно (по нашему календарю) на 10-11 дней и постепенно переселяется из одного месяца в другой. Так, например, в 1956 году мусульмане встречали свой Новый год 8 августа, в 1966 году - 22 апреля, а в 1976 году у них будет два новогодия 3 января, и 23 декабря.

Этот торопливый календарь так спешит, что за 33 наших года успевает отсчитать 34 своих. Каждый месяц согласован с лунными фазами, но никак не связан с временами года и кочует по всем сезонам.

Свое летосчисление мусульмане ведут от 16 июля 622 года (по юлианскому календарю), когда Мухаммед покинул Мекку, и началась его хиджра (переселение) в Медину. По этому летосчислению с 11 апреля сего года идет 1387 год, а 31 марта 1968 года начнется 1388 год мусульманской эры по лунной хиджре.

В Турции, Иране, Афганистане и некоторых других мусульманских странах, кроме лунного, принят, и солнечный календарь. Он ведет летосчисление от того же 622 года, но не с 16 июля, а от начала весны - 21 (реже 20 или 22) марта. По этому календарю с 21 марта нынешнего года идет 1346 год, а 21 марта 1968 года наступит 1347 год солнечной хиджры. В официальных и международных отношениях эти государства пользуются григорианским календарем.

В лунно-солнечном календаре, чтобы приблизительно согласовать его с временами года, приходится добавлять 13-й месяц. Примером того, насколько сложна эта система счета дней, может служить календарь государства Израиль простые годы там имеют от 353 до 355 дней, а високосные (с вставным месяцем) - от 383 до 385. Год начинается осенью - в сентябре или октябре (по нашему календарю), летосчисление ведется "от сотворения мира" - 7 октября 3761 года до н. э. С 15 сентября 1966 года в Израиле начался 5727 год, а 5 октября 1967 года наступит 5728 год "от сотворения мира".

Такая пестрота календарных систем затрудняет культурное общение между народами, и усложняет датировку событий.

НЕОБХОДИМА НОВАЯ РЕФОРМА

Мы привыкли к нашему календарю и не замечаем его недостатков, а их немало. Прежде всего различно количество дней в месяцах - от 28 до 31 ив кварталах - от 90 до 92, в первом полугодии-181 или 182, во втором-184. Одни, и те же числа месяцев приходятся на различные дни недели и каждый год по-новому, так как в году не ровно 52 недели, а еще один или два дня.

Количество рабочих дней в месяцах не одинаково - от 23 до 27 -, и каждый год по-разному. Все это затрудняет плановые, статистические, бухгалтерские расчеты и вызывает излишние затраты труда, и средств. Велики расходы и на ежегодные издания календарей. А нельзя ли создать "вечный", то есть постоянный для любого года календарь, более удобный, чем нынешний?

Давно уже (с 1834 года) выдвигаются проекты нового календаря. При некотором различии все они сходятся в одном необходимо исключить из счета один или два (в високосном году) дня, чтобы календарный год всегда состоял из 364 дней, или ровно из 52 недель, а каждый квартал - из 91 дня.

Один из таких проектов Всемирного календаря был в 1954 году одобрен Экономическим, и Социальным советом ООН и разослан всем государствам для обсуждения, так как новый календарь можно ввести только по международному соглашению.

В проекте первый месяц каждого квартала (январь, апрель, июль, октябрь) имеет 31 день с пятью воскресеньями, а все остальные месяцы - по 30 дней с четырьмя воскресеньями, т. е. в любом месяце по 26 рабочих дней. Каждый год, и каждый квартал начинается воскресеньем и заканчивается субботой. 365-й день года в счет недель не входит, и числа не имеет это День Мира (ДМ), международный праздник, которым завершается каждый год. Другой праздничный день, 366-й, вставляется только в високосные годы после 30 июня (ВД), также не входит b счет недель и не имеет числа.

Этот проект, одобренный большинством государств, некоторыми странами, в том числе США, и Великобританией, был отвергнут главным образом по религиозным соображениям. Что же мешает календарной реформе?

Если в календаре хотя бы один день исключается из недельного счета, то по-старому (теперешнему счету) очередное воскресенье передвинется на день вперед. И получится, что Христос "воскрес" не в воскресенье, а в понедельник, а еще через год во вторник, и т. д. Точно так же, и все остальные религиозные праздники и посты покинут "свои" насиженные места, и будут кочевать по всем дням недели.

Вот из-за этих религиозных предрассудков мы вынуждены пользоваться давно уже устаревшим календарем. 20 апреля 1956 года в ООН было принято решение отложить вопрос о реформе календаря "на неопределенное время". Но культурные, технические, экономические связи между народами властно требуют такой реформы, и она, несомненно, будет осуществлена, вопреки противодействию реакционных сил.

Статьи по теме

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки