Геркалит Темный из Эфеса. К 2500-летию со дня рождения

Я. Я. Поварков

В конце VI века до нашей эры на улицах Эфеса можно было иногда видеть человека лет сорока, с окладистой бородой и пристальным взглядом из-под сурово насупленных бровей.

Одним из самых оживленных древнегреческих городов был Эфес. Жители его занимались производством разнообразных товаров, изготовлением оружия, сельскохозяйственных приспособлений, гончарных изделий, предметов роскоши и особенно-торговлей. Дела эфесцев пользовались широкой известностью в древнем мире.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Подолгу наблюдал Гераклит работу кузнецов. Могучая сила огня, размягчавшего даже металл, наводила философа на мысль об огненной «первооснове» Вселенной.
Чтобы ответить на вопрос, как из единого огня возникают самые разные вещи. Гераклит прибег к сравнению. Гончар из одной и той же глины лепит множество различных предметов. Подобно этому, рассуждал философ. природа создает из огненной «первоосновы» все. что нас окружает
Развивая мысль о всеобщем изменении, текучести всего в мире. Гераклит говорил: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»,- ведь в ней текут все новые и новые воды.
В наше время идея всеобщего движения глубоко проникла в науку. Каждый день приносит все новые доказательства ее истинности в самых различных областях. Тысячи лет люди считали расположение звезд на небе неизменным. Теперь известно, что оно меняется: созвездие, например. Большой Медведицы через несколько десятков тысяч лет (средний рисунок) будет выглядеть иначе, чем ныне. А вот совсем другой факт: самые твердые и стойкие металлы (в том числе благородные) даже в обычных условиях испаряются, хотя и очень медленно.
Величайшим открытием Гераклита было обнаружение диалектического закона единства и борьбы противоположностей. В одном из высказываний философа говорится о том, что «все происходит через борьбу», а в другом - о «гармонии лука и лиры», то есть о наличии связей даже там, где имеет место острейшее противоречие.
В. И. Ленин называл закон единства и борьбы противоположностей сутью, ядром диалектики. И верно, нет такой области действительности, нет такого места во Вселенной, где бы не проявлялась эта всеобщая и абсолютная закономерность.
Наука и жизнь // Иллюстрации

В конце VI века до нашей эры на улицах Эфеса можно было иногда видеть человека лет сорока, с окладистой бородой и пристальным взглядом из-под сурово насупленных бровей. Звали его Гераклит.

С тех пор прошло очень много времени, сменились десятки поколений. Но память о Гераклите живет среди людей, и все прогрессивное человечество отмечает в этом голу 2500 лет со дня его рождения.

Чем же столь славно имя Гераклита? Быть может, он был храбрым воином-патриотом, сложившим свою голову в борьбе с врагами? Нет, он не был воином. Или, к примеру, знаменитым оратором, гневно бичевавшим дурные нравы? Нет, он не был оратором. Так, возможно, Гераклит был замечательным поэтом или отважным мореплавателем? Нет, ни то и ни другое. Что же, говоря словами Горького, сделал он для людей?

Гераклит создал замечательное учение о мире, который окружает нас, о всей Вселенной в целом. Основные идеи этого учения столь верно, глубоко отражали действительность, что в течение веков оказывал^ огромное положительное влияние на прогресс человеческой мысли. Больше того. Ряд философских открытий Гераклита дожил и до нашей эпохи. В обогащенном и развитом виде эти открытия стали достоянием современной передовой философии.

Чему же учил Гераклит? И чем ценны для нас его идеи?

ОГНЕННЫЙ КОСМОС

Когда человек думает об окружающей действительности, то прежде всего у него возникают вопросы что такое мир, из чего он состоит, был ли кто-нибудь «построивший» вселенную, а если нет, то как же все это произошло, каковы роль и место людей в их отношении к природе?

Гераклит назвал Вселенную космосом. Космос... Какое волнующее слово, и как близко оно теперь советскому народу, который первым послал за пределы Земли отважного пилота! Космос, говорил Гераклит, пребывает вечно, он не создан никем. Вселенная существует, несмотря на то, имеются люди или нет. Эта мысль о независимости действительности от сознания человека лежит в основе всей нынешней науки. Только выражается она по-другому, с употреблением специального философского понятия «материя». Мы говорим «Мир материален». Это и значит, что Вселенная не создана никем и существует вне и независимо от нас.

Но Гераклит не ограничивался установлением такого факта. Он шел дальше. Все предметы, рассуждал философ, состоят из определенных веществ. Лук и плуг - из дерева, колчан для стрел и сандалии - из кожи и так далее. Значит, и весь мир должен из «чего-то» состоять. Это была особенность мышления людей древности. Они не умели мыслить слишком отвлеченно и потому искали такую материальную «первооснову» Вселенной, которую можно было бы пощупать или хотя бы вполне наглядно представить себе.

Один из предшественников Гераклита полагал, например, что «Первоосновой» мира служит вода. И в самом деле она текуча, всепроницаема, без нее нет жизни... Гераклит искал эту «первооснову» в другом. По многу часов простаивал он в кузнице, глядя, как раскаленный металл превращается в ловких руках мастера то в особый меч для воина, то в красивое украшение, заказанное эфесской модницей. И древнего мыслителя поражала мощь огня от его прикосновении несокрушимый металл становился ковкой массой, камни дробились, вода испарялась. Молнии, низвергающиеся на землю в грозу, убивали людей, выворачивали с корнем деревья и поджигали дома. Да, огонь, размышлял Гераклит, нечто огромное по силе своей. И не может быть, чтобы что-то другое являлось «первоосновой» мира. Именно «на

Подолгу наблюдал Гераклит работу кузнецов. Могучая сила огня, размягчавшего даже металл, наводила философа на мысль об огненной «первооснове» Вселенной, огонь обменивается все и огонь на все, как золото на товары и товары на золото».

Могут сказать что же тут глубокого? Ведь для нас такие рассуждения звучат очень наивно. Мы знаем, что огонь отнюдь но служит «первоосновой» мира и что современная наука теперь вообще отвергает существование какой-либо «изначальной материи», на которой, как дом на фундаменте, зиждется весь остальной космос. II все же поиски Гераклита были весьма полезны.

Принимая огонь за «первооснову» Вселенной, древнегреческий философ как бы нащупывал гораздо более глубокую идею. Суть ее сводилась к тому, что в поразительном и, казалось бы, беспорядочном многообразии окружающего нас космоса должно быть и нечто объединяющее его, превращающее действительность в единое целое. Мысль о материальном единстве мира была развита последующими передовыми философами. Особенное внимание ей уделяли Маркс, Энгельс и Ленин.

Если мир един, значит, мы можем быть уверены в том, что наши знания о нем (по крайней мере в определенной их части) имеют всеобщий характер, применимы в какой-то степени не только к известной нам области Вселенной, но и к тем ее областям, которые пока людям неведомы. Следовательно, находясь на пороге неизвестного, ученые могут рассчитывать всегда на некоторые ориентиры и быстрее двигаться вперед по пути научного изучения природы. А ускоренный прогресс науки помогает в более короткие сроки решать все усложняющиеся технические задачи и таким образом создавать новые и новые возможности обеспеченной и счастливой жизни людей.

Итак, по Гераклиту, космос вечен и представляет собой различные превращения огня. «Мир,- учил философ,- единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем...» Здесь мы пока прервем это знаменитое изречение, ибо продолжение его требует пояснений.

«ВСЕ ТЕЧЕТ, ВСЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ...»

Если все состоит из огненной «первоосновы», то она должна беспрерывно изменяться, переходить в различные предметы.

Иначе мир был бы просто безраздельным морем огня.

Но как совершается такой переход? Как из одного и того же огня возникает обилие самых разных вещей, живых существ, людей? Гераклит пытался представить это. Он искал, как сказали бы теперь ученые, модель, которая бы в малом и упрощенном виде копировала предполагаемые мыслителем гигантские и бесконечно сложные процессы, протекающие в космосе. И Гераклит нашел подобную модель в... гончарной мастерской. Посмотрите вот мастер верти г круг гончарного станка, вылепливает из глиняной массы множество предметов - от огромных амфор (кувшинов, где греки хранили зерно) до маленьких забавных игрушек. «Подобно тому,- писал философ,- как из одной и той же глины можно лепить животных, а затем смешивать, и вновь лепить и смешивать, и так делать одно за другим без перерыва», точно так же природа из одной и той же огненной материи творит разнообразные вещи и существа.

Конечно, учение Гераклита о превращениях огня не соответствует истине. Но зерно правды - и притом большое - в нем имеется. Это замечательная идея о непрестанном изменении, движении, развитии всего, что есть в мире. Такие мысли философ высказывал многократно. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», так как в ней текут все новые и новые воды. Подобно речному потоку и во Вселенной происходят все новые и новые процессы.

Это непрерывное течение событий не беспорядочно, не произвольно. В бесконечной смене одних явлений другими все связано со всем, все имеет свою причину. Задумываясь над тем, каковы же эти связи, Гераклит пришел к единственно правильному выводу мир развивается по определенным законам, закономерно. Основной же закон мирового развития мыслитель назвал «логосом», вечным, как и космос. Отсюда, между прочим, опять вытекала идея материального единства мира ведь Вселенная, управляемая собственными закономерностями, но нуждается в каком-либо сверхъестественном управителе...

А сейчас давайте опять вернемся от Гераклита к сегодняшнему дню. И тогда мы ясно чтобы ответить на вопрос, как из единого огня возникают самые разные вещи. Гераклит прибег к сравнению. Гончар из одной и той же глины лепит множество различных предметов. Подобно этому, рассуждал философ природа создает из огненной «первоосновы» все, что нас окружает.

увидим, что высказанная эфесцем в общей форме мысль о естественном законе играет в современной науке первостепенную роль и разрабатывается современными философами самым тщательным образом. Разумеется, это не случайно. Важнейшей задачей научного познания мира является именно открытие закономерностей различных вещей, процессов и т. п. Без решения такой задачи нет науки. Но как же можно успешно познавать законы действительности, если мы не уверены в том, существуют они вообще или нет, и если мы не уточняем и по углубляем само понимание закономерности? Начало этой сложной и тонкой работе человеческой мысли положил Гераклит.

Теперь мы приведем прерванное нами изречение философа полностью «Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим». Глубина скрытых в этой фразе идей столь велика, что В. II. Ленин сказал о ней «Очень хорошее изложение начал диалектического материализма». Ряд основных положений, разрабатываемых нашей, марксистской философией (вечность и материальное единство Вселенной, строго закономерное ее развитие), Гераклит сумел сформулировать - пусть наивно, но в общем верно - две с половиной тысячи лет назад!

ГАРМОНИЯ ЛУКА И ЛИРЫ

Гераклит учил о «логосе» как всеобщем законе, который управляет развитием Вселенной. Но что же это за всеобщий закон? Философ видел его проявления в том, что все в мире внутренне противоречиво, как бы раздвоено на противоположности. «Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется»,- писал он. «Ох, но и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это».

Человеку нашего века такая противоречивость явлений обычно не представляется особенно удивительной. Со многими фактами подобного рода он знакомится еще в школе, немалое их количество наблюдает в жизни, которая развивается сейчас быстро и бурно почти всюду. Однако для людей древности мысль о превращении вещей в свою противоположность была откровением, и принять ее, усвоить оказывалось совсем не простым делом. Поэтому Гераклит и в данном случае искал наглядный образ, своеобразную модель открытого им закона.

Представьте себе лук, самый обыкновенный лук, из которого стреляют сейчас спортсмены и с которым играют мальчишки. Два противоположных конца его древка стремятся разойтись в разные стороны, но стягиваются тетивой, и в целом получается оружие. А если, несколько переделав сам лук, натянуть не одну тетиву, а три-четыре, то у нас в руках окажется музыкальный инструмент - лира, которая не одну тысячу лет услаждала слух людей. Так вот, учил Гераклит, в том, что два конца, стремящиеся разойтись и в то же время связанные воедино, способны издавать сладчайшую гармонию, в этом находит свое выражение всеобщий закон об обязательном наличии противоречивых сторон в любой вещи или процессе. Эти стороны борются друг с другом, ибо они противоположны. Но эти же стороны и едины, ибо принадлежат одному и тому же предмету или явлению. «Враждующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу».

Гераклитовские идеи единства и борьбы противоположностей как основы развития мира сыграли исключительную роль в истории философии и конкретных наук. Они сказались на творчестве многих выдающихся мыслителей разных народов. Но особенно возросло их значение в новое время, когда в трудах ряда философов - и прежде всего Гегеля как крупнейшего предшественника марксистской философии - начала зарождаться научная диалектика. Создателями ее выступили Маркс и Энгельс. Они считали диалектику наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышлении. Эта паука, ее принципы и метод буквально пронизывают ныне всю систему конкретных знаний, служат одной из теоретических основ практики нашей и других коммунистических партий. Но сутью, душой, или, по выражению Ленина, ядром самой диалектики, является именно закон единства и борьбы противоположностей. И в том, что Гераклит сумел одним из первых в истории человечества подойти к его пониманию, пожалуй, ярче всего сказалась гениальность древнегреческого философа.

О СЛЕПЫХ И ЗРЯЧИХ

Познакомившись немного со взглядами Гераклита, мы вправе задать вопрос что же позволило этому философу видеть столь глубоко, мыслить столь верно о существеннейших, фундаментальнейших сторонах и законах развития космоса? Почему, несмотря на очень низкий по сравнению с нынешним уровень естествознания и техники, эфесскому мудрецу удалось выдвинуть целый ряд ценнейших идей, которые лежат в основании всей современной системы наших знаний? Что сообщало Гераклиту такую исполинскую силу духа?

Можно подумать, конечно, что он был удивительным гением, которому все, как говорят, само давалось в руки, перед которым, как перед Алладином с волшебной лампой, открывались все двери в тайники Вселенной. Разумеется, в этом утверждении есть доля истины. Гераклит отличался исключительными способностями, очень много знал. Однако этого еще далеко не достаточно. Истории науки известно немало способных и образованных исследователей, все же никогда не достигавших тех идейных высот, на которые взлетела орлиная мысль древнегреческого философа.

Главная сила Гераклита, основной источник его удивительных философских достижений - в другом. Эфесский мудрец умел по-особому, по-философски подходить, смотреть на действительность и, таким образом, видеть в ней наиболее общие особенности и закономерности развития. Подобно тому, как писатель, наблюдая жизнь, создает потом литературные типы и образы, служащие познанию этой жизни, философ тоже должен учиться наблюдать мир, чтобы в простом и обыденном, будничном и незаметном находить великие законы Вселенной, замечать отблески бесконечного космоса. Именно так старался делать Гераклит. А получалось это у него потому, что он стоял на правильных философских позициях. Его мировоззрение было стихийным диалектическим материализмом. Существенное же требование этой философии заключается в том, чтобы видеть мир таким, каков он есть, ничего не примысливая.

Насколько важно придерживаться правильного мировоззрения при философском наблюдении и осмыслении действительности, видно из следующего. Предание гласит, что Гераклита прозвали Темным за неясность его изречений для современников. Это можно понять, ибо древнегреческий мудрец шел намного впереди своей эпохи, и мы теперь знаем, насколько светел и могуч был его ум. Но вот сейчас, когда в распоряжении мыслителя имеются необозримые богатства десятков высокоразвитых конкретных наук, когда человечество вступило в век покорения атома и космоса, встречается за рубежом немало таких людей, которые именуют себя философами, а видят гораздо меньше, чем Гераклит 2 500 лет назад. Они не признают материального единства мира, отрицают его развитие, отбрасывают закон единства и борьбы противоположностей... В чем причина такой поразительной слепоты? Прежде всего в том, что эти философы находятся, как говорил В. И. Ленин, в болоте идеализма и религии. Идеалистические шоры на глазах делают их действительно темными.

То, начало чему положил в свое время Гераклит, получило сейчас широчайшее признание, твердую базу и всемерное развитие. Стихийный гераклитовский диалектический материализм, как и учения других домарксовых философов-материалистов, был ценным приобретением человеческой мысли. Подлинно научный диалектический материализм создали Маркс, Энгельс и Ленин. Эта великая философия освобождает от духовной слепоты, просветляет умы все большего и большего количества людей. И недалек уже тот день, когда она будет единственным мировоззрением единого коммунистического человечества.

***

Современная передовая наука отвергает существование какой-либо «первоосновы » мира, «изначальной материи» и т. п. Дело ныне представляется гораздо сложнее. Все предметы и вещи состоят из молекул, молекулы — из атомов, атомы — из «элементарных» частиц. Но и они отнюдь не являются последними «кирпичиками» мироздания.

Физики уже начали исследовать строение «элементарных» частиц, выяснять вопрос, из чего они возникают. Разнообразие структурных элементов материи (то есть тех материальных образований, из которых состоят другие образования) бесконечно велико. Если изобразить их как своего рода «лестницу структур», то окажется, что она не имеет ни начала, ни конца и мы знаем пока лишь несколько ее ступеней.

Кроме вещества, ученым известна теперь и такая форма материи, как физические поля: гравитационное, электромагнитное, ядерное ит. п. С их помощью осуществляется взаимосвязь и взаимодействие структурных элементов.

Значение и. так сказать, удельный вес каждого поля неодинаковы на разных ступенях. Электромагнитное, поле, например, играет в общем подчиненную роль в атомном ядре и при многих взаимодействиях «элементарных» частиц: на молекулярном уровне оно оказывается на первом плане, а в макромире (особенно в космических масштабах) уступает это место полю тяготения.

Мы видим, что сегодняшние взгляды на материю и ее строение гораздо более совершенны, чем воззрения Гераклита. И все же между тем и другим имеется нечто общее. Это идея материального единства мира, к которой подошел древнегреческий философ и которая в развитом марксизмом виде находит блестящие подтверждения в открытиях современного естествознания.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки