Грибы мои снежные

Леонид Смирнов (Санкт-Петербургское микологическое общество)

В прежние годы, когда на землю ложился снег, даже самые упорные и заядлые грибники убирали корзины подальше с глаз. Грибной сезон был закрыт — у кого до весны, а у кого и до лета. Но ситуация меняется вместе с климатом, и теперь многие микологи-любители занимаются тихой охотой и зимой — собирают или же фотографируют морозостойкие грибы.

«Снежные волосы» на валежнике.
«Снежные волосы» на больном дереве.
Примордий строчка обыкновенного.
Примордии строчков гигантских.
Примордии сморчков конических.
Примордий шапочки сморчковой.
Саркосцифа австрийская.
Саркосома шаровидная.
Зима. Но для Леонида Эллиевича Смирнова грибной сезон отнюдь не закрыт. Фото Наталии Потаповой.
Урнула зимняя.
Псевдоплектания черноватая.
Говорушка снежная.

С непривычки странно видеть крепкие, сочные грибы, растущие прямо из снега или на свежих проталинах. В большинстве случаев это виды, которые появляются из-под наста в сильные оттепели. Как правило, они прекращают расти после первого ощутимого мороза, хотя надолго сохраняют свой здоровый вид. И лишь немногие грибы, отогревшись и отряхнувшись, снова идут в рост. Наилучший пример — зимние опята, или фламмулины бархатистоножковые.

Однако, есть и такие виды, которые прекрасно себя чув-ствуют под снежной шубой: одни пережидают под ней лютые морозы и погодные скачки, словно засыпая на несколько месяцев, а другие продолжают расти, используя маломальские потепления, чтобы весной выйти на свет уже вполне сформировавшимися плодовыми телами, способными к плодоношению. Большинство этих снеголюбцев относятся к аскомицетам, или сумчатым грибам.

И всё же я начну своё повествование не с них, а с довольно невзрачного, распростёртого по субстрату трутовика, который создаёт в лесу ощущение зимы ещё до первого снегопада. Речь идет об эксидиопсисе налитом (Exidiopsis effusa). Его причастность к возникновению легендарных «снежных волос» доказана в 2015 году группой немецких и швейцарских учёных. На разгадку их тайны ушёл почти целый век, ведь впервые феномен «ледяных волос» описал в 1918 году немецкий учёный Альфред Вегенер — создатель теории дрейфа материков.

«Морозная борода», «мохнатый лёд», «ледяные ленты», «ледяные цветы» и даже «ледяной кролик» — народы разных стран дали «снежным волосам» множество звучных названий, что говорит о необычности и популярности этого лесного чуда. В интернете можно прочитать, что «снежные волосы» в России образуются в ноябре. Наши наблюдения в окрестностях Санкт-Петербурга существенно раздвинули сроки — с ноября по февраль.

«Снежные волосы» похожи на пучки очень тонких совершенно седых человеческих волос. Они растут на валежных стволах и ветках, а также на некоторых ещё живых, но тяжело больных деревьях. Особенно им нравятся трещины и разного рода выемки в древесине, отслоившаяся кора.

«Волосы» тают в руках, а значит, состоят в основном изо льда. «Снежные волосы» могут быть и прямыми, и похожими на кудри, длина их несколько сантиметров. Хотя известны находки длиной до трети метра.

Теперь уже ясно, что «снежные волосы» образуются при температуре воздуха чуть ниже 0°С, при высокой влажности и в бесснежный период. Для их появления необходим субстрат с микроскопическими порами, включающий старые трутовики, травянистые растения и даже пористую (но не промороженную!) почву. Субстрат должен быть насыщен дождевой водой. И тогда при похолодании он начинает сжиматься, медленно выдавливая воду сквозь поры. На воздухе вода застывает.

«Волосы» образуются лишь в присутствии гриба эксидиопсиса налитого, а также продуктов его жизнедеятельности. Благодаря им ледяные нити сохраняют свою структуру и форму и не тают при небольшой плюсовой температуре в течение многих часов и даже дней.

Существует гипотеза, что возникновению «снежных волос» может способствовать не только эксидиопсис, но и самые разные древоразрушающие грибы. При разложении ими древесины образуется углекислый газ и вода. Именно под давлением газа вода выжимается из недр на поверхность субстрата. Вполне возможно, что присутствие других грибов служит эксидиопсису дополнительным подспорьем. В любом случае эксперименты показали, что предварительная стерилизация субстрата не даёт возникнуть «волосам». Без грибов «снежные волосы» расти не могут.

Поздней осенью и зимой в районе Санкт-Петербурга, Москвы и на других территориях с мягким климатом в аномально тёплую погоду с ноября по март (но далеко не каждый год) были найдены примордии (зародыши) весенних сумчатых грибов: строчков обыкновенных (Gyromitra esculenta) и гигантских (Gyromitra gigas), а также сморчков конических (Morchella conica) и шапочек сморчковых (Verpa bohemica). Размер их всего несколько миллиметров. В комфортной ситуации примордии могут быстро развиваться, но они же, словно впадая в спячку, способны переносить холод и другие неблагоприятные условия. Правда, уходя под снег, зародыши рискуют уже никогда не повзрослеть. Чаще всего именно так и происходит на Карельском перешейке. В положенное время из земли выходят уже совсем другие экземпляры — порой рядом с исчезнувшими. Наглядный пример — история новорождённых сморчковых шапочек во Всеволожском районе Ленинградской области, за которыми в 2020 году наблюдал миколог-любитель Станислав Владимирович Кривошеев. 18 января в очередную оттепель он обнаружил семейство проклюнувшихся сморчковых шапочек, но вскоре они были засыпаны снегом и погибли, а 12 февраля появился новый зародыш шапочки, уже следующей генерации. К сожалению, и он долго не прожил, а первые полноценные грибы появились только в конце марта.

Я знаю лишь редкие случаи, когда примордии строчков продолжали развиваться под толстой снежной «шубой». Так, в середине апреля 2018 года С. В. Кривошеев обнаружил строчки гигантские. Они были уже заметно выросшими, хотя и изрядно расплющенными под тяжестью толстого, медленно тающего наста, и было их довольно много.

В центре России, судя по наблюдениям известного натуралиста Ивана Викторовича Матершева, шансов выжить зимой у грибных примордиев несколько больше. Например, зародыш сморчка конического он нашёл 17 января 2020 года, а к концу февраля этот гриб продолжал расти, увеличившись в размерах в четыре раза. Примордии строчков гигантских И. В. Матершев обнаружил 22 февраля того же года, а в марте наблюдался рекордно ранний их массовый рост (слой).

Менее драматична жизнь снеголюбивых грибов, которые зарождаются осенью, прекрасно зимуют под снегом, а выйдя на поверхность, продолжают развиваться и даже начинают спороносить.

Преобладают в этой группе морозостойкие аскомицеты. Самые распространённые среди них — саркосцифы австрийские (Sarcoscypha austriaca). Эти грибы внешне напоминают ярко-красные чашечки с чуть завёрнутым беловатым краем. Внутри чашечка гладкая, матовая, снаружи — вертикально-бороздчатая, опушённая, белёсая или розоватая, к старости желтеющая. Диаметр плодового тела — от 1 до 6 см, высота — от 0,5 до 2 см. К концу жизни саркосцифа может в нескольких местах лопнуть по краю и распрямиться в неровный красный блинчик. У неё имеется погружённая в землю, сужающаяся книзу беловатая или бело-розоватая ножка толщиной от 4 до 6 мм, длиной до 3 см (редко — до 5 см).

Саркосцифа австрийская обитает в широколиственных, смешанных лесах и городских парках, вырастает она на земле, богатой гумусом, на мху и прелых листьях, гораздо чаще — на валежных веточках (в том числе погружённых в почву), изредка — на замшелых поваленных стволах деревьев. Она любит обочины лесных дорог и придорожные канавы.

В центральных областях России гриб плодоносит с начала апреля до середины мая, а в благоприятных условиях может единично появляться и в марте. При позднем начале зимы плодовые тела способны вырасти в конце ноября — начале декабря. Под Санкт-Петербургом в тёплую осень и зиму саркосцифу видели в середине октября, а изредка даже в сентябре. В оттепели и слабые заморозки она может развиваться вплоть до середины февраля. Рано или поздно грибы уходят под снег, где пережидают морозы. Часть плодовых тел при этом погибает. Весной саркосцифа выходит на поверхность и растёт со второй декады марта (чаще — с начала апреля) до начала июня — группами, порой огромными.

В более южных районах обитает близнец этого гриба — саркосцифа ярко-красная (Sarcoscypha coccinea). Чисто внешне они неотличимы. На некоторых территориях эти два вида могут расти рядом.

Другой «снежный» вид гриба более редок и потому попал в Красную книгу Российской Федерации. Это саркосома шаровидная (Sarcosoma globosum). У неё крупное плодовое тело: от 3 до 6 и даже 12 см в диаметре и от 3 до 9,5—12 см в высоту. В юности гриб шаровидный, с гладкой поверхностью, позже превращается в шаровидно-усечённый, бочонковидный, кубковидный или цилиндрический с бархатистой поверхностью, тонким, ровным, слабоморщинистым краем, который при высыхании становится морщинистым, складчатым. Поверхность плодового тела бурая, тёмно- и чёрно-бурая, коричневая или тёмно-коричневая, в основании обычно более тёмная. У гриба блюдцеобразная поверхность, в юности вогнутая, затем плоская, она блестящая, при подсыхании бархатистая, черноватая. Внешне гриб похож на бочонок с крышечкой, который наполнен прозрачной студенисто-водянистой субстанцией типа желе. Ножка у саркосомы отсутствует.

Этот экстремальный вид зародился в суровых условиях Альп и способен переносить катастрофические скачки погоды. Саркосома растёт на моховой подстилке и хвойном опаде в старых темнохвойных, елово-кедрово-пихтовых, а также смешанных с елью лесах, в том числе по краю старых лесных дорог и тропинок. Гораздо реже она встречается на опушках леса, на полянах под соснами, на зарастающих вырубках. Грибы часто почти скрыты во мхе, наружу выступает только их верхняя часть. Первые экземпляры могут появляться с начала ноября или в зимние оттепели, а часть плодовых тел начинает расти ещё под снегом. Массовый рост наблюдается в разные сроки в зависимости от климата — но в основном с конца марта до начала мая.

Ещё один «подснежный» гриб — урнула зимняя (Urnula hiemalis). Он не так красив, как саркосцифа. Плодовое тело в юности эллипсовидное или яйцевидное, с возрастом раскрывается на вершине. В зрелости гриб становится кубковидным или чашевидным, с кожистым, неровным краем, порой с отогнутыми лопастями. Ножка короткая, погружённая в опад, суженная к основанию, серо-коричневая. Я находил экземпляры до 7,5 см диаметром, высотой до 7 см (в том числе ножка — до 1,5 см).

Гриб обитает в хвойных и смешанных лесах, развиваясь на почве и подстилке. Растёт обычно группами. Плодовые тела образуются с середины ноября по апрель, доживают свой век в мае. Миколог Е. С. Попов считает, что созревают они медленно и часто отмирают до образования спор.

В Центральной России и более южных районах растёт похожий вид — урнула бокаловидная (Urnula craterium). Она немного крупнее урнулы зимней, предпочитает широколиственные леса и обычно растёт на гнилой древесине лиственных пород (чаще погребённой в почву). Появляется гриб в более поздние сроки и из-под снега не выходит.

Под снегом прекрасно себя чувствует более мелкий тёмный гриб, по форме слегка похожий на урнулу, — псевдоплектания черноватая (Pseudoplectania nigrella). Чёрное плодовое тело гриба в младенчестве полушаровидное, почти круглое, позже — чашевидное и в зрелости — блюдцевидное. Ножка отсутствует. Гриб обычно не превышает 3 см в диаметре и лишь изредка бывает крупнее.

Псевдоплектания предпочитает еловые или смешанные с елью леса, где селится на перегнившей древесине, хвойной подстилке, во мхах. Реже растёт под соснами. Появляться может начиная с середины октября. В тёплую зиму продолжает рост в декабре и январе. Из-под снега выходит в конце марта или апреле, затем плодоносит до конца весны, реже — и в начале июня. Иногда может расти очень большими группами.

К списку «снежных» грибов следует добавить чрезвычайно интересный вид — говорушку снежную (Rhizocybe pruinosa). В переводе с латыни слово pruinosa означает «покрытый инеем», «холодный». Это пластинчатый гриб, который очень украшает лес в тёплые зимы и ранней весной. Но, в отличие от морозостойкой весенней говорушки кошенильной (Rhizocybe vermicularis), проводит всю зиму под снегом.

Шляпка у снежной говорушки от 2 до 5 см в диаметре, в юности выпуклая, с загнутым краем, с возрастом становится вдавленной, с тонким лопастным опущенным краем. Она гладкая, серо-розоватая или серо-буроватая с более тёмной серединой, порой с беловатым налётом, в сухую погоду с восковато-блестящей поверхностью, к старости может выцветать концентрическими зонами. Пластинки беловатые, кремовые или светло-бежевые, частые, тонкие, слабо нисходящие с цельным краем. Ножка 3—4 см длиной и 3—5 мм толщиной, цилиндрическая или сужающаяся к основанию, часто изогнутая, плотная, гладкая, одноцветная с пластинками.

Гриб растёт осенью в Ленинградской области со второй половины октября на лесной подстилке и обочинах дорог в смешанных и светлых хвойных с елью лесах, на известковых почвах. Способен прекрасно перезимовать под снегом во мхе. Весной, в апреле и в мокром, прохладном мае, вытаявшие из-под снега экземпляры почти неотличимы от молодых.

Однажды я пытался получить споры говорушки, собранной по весне. Нужно было убедиться в том, что гриб не просто хорошо законсервировался, а жив и готов к спороношению. К моему великому сожалению, лист бумаги, на котором лежала шляпка, остался чистым. Однако учёные-микологи объяснили мне, что спор у снежной говорушки немного и она очень неохотно с ними расстаётся.

На самом деле список грибов-зимовщиков гораздо длиннее. В своём повествовании о «снежных» грибах я не затронул древесные виды, которые продолжают расти или хорошо сохраняются зимой. Среди них есть много интересных пластинчатых, дрожалковых и афиллофоровых грибов. Но это уже отдельная тема.

Фото автора.