Медицинские маски очистят водоёмы от нефтепродуктов
Пандемия COVID-19 вызвала резкое увеличение производства одноразовых медицинских масок и больничных простыней, изготовленных из полипропилена. Очевидно, что эти полимерные изделия требуют утилизации.
Сотрудники Томского политехнического университета (ТПУ) предложили другой способ переработки полимерных медицинских отходов, который не только не загрязняет окружающую среду, но и даёт возможность получать материалы — суперадсорбенты нефтепродуктов — и использовать их для ликвидации нефтяных разливов. Ведь полипропилен, из которого сделаны медицинские маски и одноразовые простыни, имеет волокнистую структуру, а значит, обладает сорбирующими свойствами, однако недостаточно хорошо впитывает масла и не может их селективно улавливать.
Научная группа под руководством Павла Постникова, доцента исследовательской школы химических и биомедицинских технологий ТПУ, нашла способ модификации исходного материала, чтобы получить требуемые свойства. На полипропилен нанесли металлоорганический каркас простым химическим методом. В результате получился новый материал — супергидрофобная олеофильная ткань, то есть ткань, отталкивающая воду, но отлично впитывающая различные масла, нефть (рис. 1).
Металлоорганические каркасы представляют собой пористые органические соединения, которые состоят из органических лигандов и ионов металлов. Благодаря упорядоченной структуре и высокой пористости металлоорганические каркасы обладают большой удельной поверхностью. То есть они могут впитывать большое количество разнообразных масел и нефти.
В качестве металла исследователи использовали цинк, а в качестве лиганда — производные имидазола. Это существенно важный момент, ведь часто металлоорганические каркасы с супергидрофобными свойствами получают на основе фторсодержащих лигандов. Разработка таких каркасов очень дорогостоящая и затратная по времени. Кроме того, они не очень хороши с точки зрения дальнейшей утилизации и проявляют токсичные свойства при попадании в воду.
Полученных супергидрофобных свойств материала исследователям удалось достичь благодаря особой архитектуре металлоорганического каркаса. Этот высокопористый материал обладает мезопорами размером в десятки ангстрем, равномерно распределёнными по поверхности, в сочетании с нанопорами (рис. 2).
Исследования томские специалисты вели на широком ряде масел, в том числе и на модельных образцах. В экспериментах они смоделировали разлив: смешали дизельное топливо, красители, ржавчину и другие твёрдые загрязнители. Супергидрофобная олеофильная ткань по отношению к широкому спектру масел показала себя эффективной в ликвидации этих загрязнений. Например, адсорбционная способность материала по отношению к прямогонному дизельному топливу превысила 25000 мг/г (то есть грамм разработанного материала адсорбирует 25 г дизеля), эффективность маслоотделения — 99,9%. Кроме того, эксперименты показали, что ткань механически прочная и устойчива к ультрафиолетовому излучению.
Томские химики сумели получить образец олеофильной ткани размером 65 см2 — прообраз для потенциального применения материала. Для удаления нефтяного пятна (разлива) на него расстилают сверху ткань и уже через минуту убирают механическим способом, удаляя вместе с ней все нефтяные (масляные) загрязнения и оставляя чистую воду.
Сейчас сотрудники ТПУ и Университета Лилля в рамках совместного русско-французского проекта «Колмогоров» приступают к исследованию функциональной переработки полимерных отходов для создания сорбентов и материалов для энергетической сферы.
Результаты исследования опубликованы в «Journal of Environmental Chemical Engineering».
По информации пресс-службы Томского политехнического университета.
Читайте в любое время