ЧИСТОПРУДНЫЙ БУЛЬВАР (Проезд Чистопрудного бульвара)
В. СОРОКИН, почетный член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член общества "Старая Москва". Фото И. Константинова.
Каменная крепостная стена Белого города построена для защиты от иноземных захватчиков в 1585-1593 годах "государевым мастером Приказа каменных дел" Федором Савельевичем Конем. Укрепления начинались у Водовзводной башни Кремля и проходили по территории современного Бульварного кольца. Стена, достигавшая высоты 10 метров, была сложена из белого камня и большемерного кирпича. Из 27 крепостных башен Белого города 10 имели ворота.
Тема настоящей публикации - "В Белом городе у Чистых прудов (между Мясницкими и Покровскими воротами)". В XVI веке за Мясницкими воротами находились бойни. Мясные отходы попадали в пруды, образовавшиеся из запруды протекавшей здесь речки Рачки (в ней водились раки). Речка протекала мимо церкви Троицы на Покровке, по Колпачному и Подкопаевскому переулкам, пересекала Подколокольный переулок и улицу Солянку, затем впадала в реку Москву выше устья Яузы. В настоящее время заключена в трубу. Грязные пруды получили название "Поганых".
Во время правления Петра I движение на улицах, проходивших через Мясницкие и Покровские ворота, стало более оживленным. Одна дорога вела в дворцовое село Преображенское и Немецкую слободу, другая - от Ильинских ворот - к дворцовым селам Рубцово, Семеновское, Измайлово. Между этими дорогами под защитой стены Белого города оказалась старинная Гавриловская патриаршая слобода с церковью, домами, садами и огородами прихожан. Царедворцы обратили внимание на эти земли. А. Д. Меншиков начал скупать дворы у жителей Гавриловской слободы, построил новую церковь Архангела Гавриила (см. "Наука и жизнь" № 4, 1989 г.), разбил сады, привел в порядок пруды, которые с тех пор стали называть Чистыми. В доме переводчика посольского приказа Андрея Кревета, рядом с Меншиковой башней, первоначально помещалась основанная Петром I Школа математических и навигацких наук.
Чистопрудный бульвар
2. Владение Московского городского почтамта (см. "Наука и жизнь" № 11, 2000 г.). В конце 1820 - начале 1830-х годов к угловому владению Московского почтамта со стороны Чистых прудов начинают пристраивать кузнечные мастерские, сараи для экипажей и почтовых карет. Двор обнесли железной оградой. В 1840-1850-х годах по проекту архитекторов А. Кавоса и Г. Боссе строят более удобные помещения для обслуживания посетителей. Позднее двухэтажные здания надстраивают до шести этажей. В 1860-х годах в одном из дворовых флигелей обосновалось Общество любителей художеств (под председательством А. С. Уварова), где устраивались выставки картин, проводились публичные художественные чтения. Свои произведения читали известные авторы: А. Н. Островский, А. Н. Плещеев, А. Ф. Писемский, А. А. Фет, А. Н. Майков и др.
4. Трехэтажный дом при Московском почтамте был заложен в мае 1895 года по проекту архитектора А. Попова. Строительство обошлось в 23 тысячи рублей. Главный фасад, выходящий на Чистопрудный бульвар, решен в так называемом "кирпичном" стиле с использованием элементов древнерусского зодчества: колонн, капителей, ромбовидных вставок, кокошников. Первоначально кирпич был неотштукатурен, позднее его стали красить. В здании разместился "Дом призрения заслуженных престарелых членов почтово-телеграфного ведомства". Во дворе дома в 1913 году находилась ветеринарная лечебница А. А. Петрова. После 1917 года дом приспособи ли под учреждения и квартиры. В 1922 году здесь разместилось "Трудовое объединение химчистки" - артель "Гамма". В одной из квартир в 1929 году жил Александр Васильевич Свешников, бывший тогда хормейстером Второго МХАТа. Потом в здание переехала ведомственная поликлиника Московского почтамта.
6. Местность, на которой находится этот дом, была хорошо освоена еще до возведения каменных стен Белого города в конце XVI века. Участок входил в состав Гавриловской патриаршей слободы, впервые упомянут в грамоте 1551 года. На сохранившихся планах XVIII века этот отрезок занимали прислужники церкви. В 1793 году здесь поселился штаб-лекарь Иван Мартынович Крейзель с дочерью Элеонорой. Потом дом приобрел статский советник, выдающийся московский медик, автор трехтомного сочинения "История медицины в России" Вильгельм (Василий Михайлович) Рихтер (1765-1822). Родился он в Москве в семье лютеранского пастора. Окончил Московский университет и стал там профессором. Для учащихся в Благородном университетском пансионе основал больницу, работал директором родильного отделения при Московском воспитательном доме, позже стал лейб-медиком. Во время войны 1812 года пострадало и его жилище. В 1817 году территорию этого владения приобрела графиня Елизавета Федоровна Мусина-Пушкина (1758-1835), вдова действительного тайного советника и дипломата Алексея Семеновича Мусина-Пушкина (1730-1817). Ее склеп из мрамора, украшенный четырьмя колоннами, до сих пор сохранился на московском Введенском кладбище (участок 3). Елизавета Федоровна возвела строение, которое современники называли дворцом. В 1835 году участок с домом переходит к полковнику Ивану Петровичу Мусину-Пушкину (1783-1863), а потом к его сыну Ивану, жена которого была благотворительницей и почетным членом Совета дамского попечительства о бедных.
В середине 1870-х годов владелица разрешила популярному тогда доктору медицины Виктору Степановичу Богословскому открыть в этом доме "Пневматическую лечебницу" с постоянными кроватями и "Водолечебницу". В 1891 году владение приобретает Общество Московской - Киевско-Воронежской железной дороги. Тогда же по проекту архитекторов Д. Чичагова и С. Соколова здание перестраивается, а в 1896 году надстраивается третьим и четвертым этажами. После 1917 года здесь расположились Управление Московского центрального радиоузла и несколько факультетов Московского института инженеров транспорта.
В 1925 году здание передано Народному комиссариату просвещения РСФСР. Народным комиссаром просвещения был А. В. Луначарский, его заместителем - М. Н. Покровский. Членом политико-просветительного комитета назначили Н. К. Крупскую. В секторе науки (быв. Главнаука) работали разнообразные группы: естественно-научная, социально-экономическая, педагогическая, научно-художественная, краеведческая, подготовка кадров по научным командировкам, комитет по изучению мордовской культуры. Большую работу проводила экспертная комиссия по улучшению быта ученых (ЦЕКУБУ), председателем которой был М. Н. Покровский, а заместителем - О. Н. Шмидт. Для педагогов издавались журналы: "На путях к новой школе", "Коммунистическое просвещение", "Что читать деревне", "Красный библиотекарь", "Будь готов", "Клуб", "Советское искусство". Всероссийское общество охраны природы объединяло 1200 человек. В стенах нынешнего дома № 6 возникла библиотека по вопросам педагогики, но скоро ее фонды увеличились, и она переехала в другое здание (ныне это Центральная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского). В 1930-х годах в здании помещалось Всероссийское Бетховенское общество. Клубный зал Наркомпроса вмещал 300 человек. Дом связан с именем писателя Михаила Булгакова, который бывал здесь по литературным и театральным делам. В романе "Мастер и Маргарита" есть упоминание о том, что в этом доме якобы находилась "Акустическая комиссия". В 1934 году Наркомпрос посетил писатель Герберт Уэллс. На стене здания установлены две мемориальные доски: одна - в память Н. К. Крупской (1959), другая - в память А. В. Луначарского (1986).
8. Первые сведения о застройке этой территории относятся ко второй половине XVIII века, когда на ней находилось пять самостоятельных владений. Значительную часть площади занимали сады с прудами, строения большей частью деревянные, но главные возведены из камня. Известно, что здесь до 1756 года было владение Василия Кузмича Думашева (1695-1753), дворцового служителя князя Александра Даниловича Меншикова. С 1756 по 1780 год хозяин владения - армянский купец Арон Израилевич Израилев, потом - князь, тайный советник Иван Андреевич Вяземский. В 1774 году владение приобретает Николай Максимович Походяшин, провиантмейстер, владелец медноплавильных заводов, славившийся богатством. Его брат - Григорий Максимович Походяшин - был масоном и помощником в делах известного просветителя, книгоиздателя Николая Ивановича Новикова. От него в 1785 году владение переходит к Евгению Петровичу Кашкину (1736-1796), участнику русско-турецкой войны. Он был генерал-губернатором Тобольской губернии, потом наместником Ярославской, Вологодской, Тульской и Калужской губерний. Его сын Дмитрий (1771-1843) - генерал-майор, писатель и переводчик, а внук Сергей Николаевич Кашкин (1799-1868) - декабрист, член Северного общества и тайной декабристской организации "Практический союз". В 1780-х годах к этому владению примыкают еще два - Екатерины Михайловны Протасовой, вдовы генерала, и Екатерины Ивановны Бахметевой. В 1803 году владения переходят к Аграфене Алексеевне Дурасовой (р. 1775), жене, а затем вдове генерал-лейтенанта Михаила Зиновьевича Дурасова (р. 1772). Фасад главного корпуса Дурасовых зафиксирован в "Альбоме" М. Ф. Казакова. С конца XVIII века в центре усадьбы находится главный дом, существую щий и поныне. В 1833 году владение купила "Комиссия для строения в Москве", которую к 1850 году сменило Правление IV округа путей сообщения. После 1917 года владение использовалось для издательско-типографской деятельности.
В 1930 году в глубине участка выстроен пятиэтажный корпус для типографии. В 1950-е годы корпус, возведенный на старом основании, надстроен до шести этажей и соединен с вновь выстроенным (архит. И. Бибиков, А. Назаров и др.). Здесь помещалось издательство "Московский рабочий", основанное в 1922 году, до 1991 года выпускавшее литературу по москвоведению. Издавались журналы: "Городское хозяйство Москвы", "Архитектура и строительство Москвы". Историко-краеведческая редакция в 1970-1980 годах выпустила несколько популярных серий ("Биография московского дома", "Биография московского памятника"), издавались краеведческая литература по Подмосковью, путеводители по Москве.
В начале XVIII века через проезд шла городская стена Белого города от Мясницких ворот к Покровским. По "актовым книгам" Москвы того времени можно проследить, как начали формироваться здесь жилые участки. Владение артиллерии контролера Григория Федоровича Корина - 75 сажень по улице и до 30 сажень в межах. В 1752 году располагались владения доктора Л. Л. Блюментроса и Сергея Ивановича Свиньина, а по третьей стороне примыкало владение Василия Думашева. С 1752 по 1780 год хозяин этой территории - подпоручик, затем капитан Сергей Васильевич Шереметев, после него - некий прапорщик Козлов, а уже с начала XIX века хозяином становится Сергей Степанович Овчинников, московский купец Барашевской слободы, отец многочисленной семьи. В 1863 году имение переходит к семье купца Тупицына (до 1917 года).
Семья Тупицыных многие годы занималась мучной торговлей и носила звание потомственных почетных граждан. Огромная территория владения была занята садом и различными хозяйственными строениями во дворе, конюшней, сараями и жилыми флигелями по улице. Современные два строения по Чистопрудному бульвару возникли в 1871-1873 годах по проекту архитектора Августа Егоровича Вебера. Первое здание двухэтажное, а второе - трехэтажное (надстроено до шести этажей). В начале ХХ века во владении размещались: Российское телеграфное ведомство, Лечебное заведение Карла Эрнста, Акционерное общество Моргана, доставлявшее графит. Жил артист оперной труппы Московского Императорского театра Александр Николаевич Герасименко. Занимал квартиру купец Рудольф Левинсон, снабжавший покупателей бельем и различной галантерей. Его сын Николай (1888-1966) стал историком-москвоведом, археологом, пушкинистом. Учился в Московском реальном училище при евангелистской лютеранской церкви Святого Михаила, участник общества "Старая Москва". Свою жизнь посвятил вопросам ремонта и реставрации исторических памятников Москвы и Подмосковья. После 1917 года вел большую работу по спасению конфискованных частных коллекций, занимался спасением музеев-усадьб, московских особняков XVII-XIX веков. Будучи экспертом отдела комиссии музеев в Наркомпросе он с 1926 по 1930 год обследовал около 500 усадьб. С 1932 года работал в Государственном историческом музее (в отделе изделий из металла). Принимал участие в археологических работах при строительстве метрополитена. В 1930-х годах вместе с Н. П. Чулковым, П. Н. Миллером написал книгу "Пушкинская Москва" (изд. 1937 г.), имевшую большой успех. Во время сноса Красных Ворот он собственноручно вытащил из груды кирпича снятую и подготовленную для сдачи в утиль медную фигуру трубящей "фамы" (ангела) и принес в Исторический музей. Ценные металлические изделия кузнечной работы, найденные при разборке древних стен и строений, он также доставлял в Исторический музей. Умер в 1966 году и похоронен на московском Введенском кладбище.
10а.На особняке, на правой части пристройки, обращает на себя внимание художественный декор с миниатюрными розетками, венками, в центре которых изображен летящий голубь, поддерживаемый ленточками.
12. В середине XVIII века эту территорию занимали несколько владений. На сохранившемся плане 1763 года мы видим в центре двор семьи подпоручика Петра Алексеевича Чирикова. Сзади примыкал сад Ивана Федоровича Мичурина (1700-1763) - знаменитого архитектора. Он участвовал в составлении генерального плана Москвы (1734-1739), в строительстве колокольни Троице-Сергиевой лавры (с 1740 года), строил Андреевскую церковь в Киеве (по проекту В. В. Растрелли в 1748-1763 годах). С одной стороны был двор Екатерины Салтыковой, а с другой - находился сад аптекаря Сульса, за ним по соседству с садом Мичуриных - двор князя Барятинского. Во дворе Чириковых располагались в основном деревянные постройки. Восточная половина участка представляла собой сад, в середине которого находился большой пруд, а около него размещались бани и кузница.
В 40-е годы XVIII века здесь было владение князя Дмитрия Васильевича Голицына. Второе владение, примыкавшее к нему, принадлежало Лаврентию Лаврентьевичу Блюментросту (1692-1755), знаменитому медику. Он родился в Москве, учился в школе пастора Глюка (воспитателя Екатерины I), а потом был лейб-медиком Петра I. Первый президент российской академии, открытой 25 декабря 1725 года. Современник о нем отзывался так: "Господин президент Блюментрост - человек большой учености, исключительного ума и редкой обходительности". Назначен старшим врачом Московского Генерального госпиталя и директором Московской госпитальной школы. Подготовил большое количество медиков для Москвы. В 1754 году императрица Елизавета Петровна в резолюции на проекте Московского университета начертала: "А кураторами быть камергеру Шувалову и Лаврентию Блюментросту". Потом его владение переходит к Екатерине Алексеевне Салтыковой (урожденной княгине Троекуровой), вдове генерал-майора графа Владимира Семеновича Салтыкова (1705-1751). После нее хозяином стал Андрей Яковлевич Маслов, а от него к 1790 году вся эта объединенная территория переходит к Дарье Ивановне Пашковой, жене, а затем вдове коллежского асессора Александра Ильича Пашкова. Их наследники: сын Иван Александрович (1758-1828), внук Сергей Иванович (1801-1883) и его жена Надежда Сергеевна, урожденная княгиня Долгорукова (1811-1880). С этой семьей был знаком А. С. Пушкин.
На месте хозяйственных строений, стоявших по границам владения, Пашковы устроили парадный двор. В 1789-1792 годах выстроен главный дом в стиле классицизма, с колонным портиком на обоих фасадах и проездом в центре. Разбили новый сад, в южной части сохранили и облагородили заросший пруд.
Дом Пашковых славился гостеприимством. Здесь жила поэтесса Додо Сушкова (1811-1858) - жена графа Ростопчина. Рано лишившись матери, она воспитывалась у деда и бабушки - Ивана Александровича и Евдокии Николаевны Пашковых. Пашковы каждый год отмечали масленицу и устраивали для знакомых "санное катание". 31 марта 1831 года А. С. Пушкин с женой оказались в одних санях с Додо Сушковой. Пушкин был в восторге от своей собеседницы. У Пашковых часто собирались их друзья. В. М. Булгаков в январе 1832 года писал своему брату: "Вчера пели цыгане у Пашковых. Надобно признаться, что хор их имеет нечто необыкновенное и гармонию, пение удивительное, какая-то непонятная смесь унылого с веселым, то грустно, то со стула поднимает: так бы и пошел плясать".
Частые застолья с приглашением музыкантов, артистов, многочисленных знакомых из литературной среды и почти ежедневная игра в карты лишили Пашкова его огромного состояния. Владение поступает в казну, которая передает его для размещения казенной запасной аптеки. Архитектор Е. Д. Тюрин приспосабливает барские хоромы для конторы и склада медикаментов. К середине XIX века крылья главного дома получили пристройки вдоль границ двора. Пруд в саду к этому времени почти зарос. В перестроенной усадьбе разместил ось окружное инженерное управление. С боков со стороны бульвара были воздвигнуты многоэтажные дома. Из соседнего Потаповского переулка (д. 7) можно еще видеть оставшиеся стены Пашковского особняка.
12а. На месте бывшего здесь пруда в год столетия Бородинского сражения по проекту военного инженера П. А. Воронцова-Вельяминова приступили к строительству деревянного здания для панорамы "Бородинская битва". Художник - основоположник русской школы панорамной живописи Франц Рубо (1856-1928). Готовое полотно панорамы длиной 113, шириной 15 метров было доставлено из мюнхенской мастерской художника. На нем запечатлен момент боя в 12 часов 30 минут 26 августа 1812 года, когда наши войска получили значительные преимущества перед противником. 29 августа 1912 года состоялось торжественное открытие панорамы "Бородино", как ее тогда называли, и через два дня она стала доступна для всеобщего обозрения. После празднеств руководство соседних учреждений стало добиваться сноса деревянного здания, как крайне опасного в пожарном отношении. В начале 1918 года здание пришло в полную негодность, живописное полотно сняли. Вновь доступно публике оно стало лишь в канун 150-летнего юбилея: 18 октября 1962 года открыт новый музей на Кутузовском проспекте. На месте разобранного здания панорамы в 1925-1927 годах воздвигли шестиэтажный дом, а потом надстроили еще один этаж. В группу строений, воздвигнутых на территории бывшей усадьбы Пашковых, входит административное здание (1926 г., архит. А. П. Голубев), построенное для кожсиндиката (потом здание Министерства заготовок республики) с квартирами для сотрудников. В 1929-1931 годах здесь было выстроено здание для семей военных. В домах №№ 12 и 12а жили многие известные артисты.
14. Доходный дом церкви Троицы на Грязях спроектировал в 1908-1909 годах архитектор Лев Кровецкий, а возвел архитектор Петр К. Микини, художник - С. Вашков. Декор выполнен по мотивам резного каменного убранства древнего Дмитровского собора во Владимире. На рельефах запечатлен причудливый животный мир (фантастические звери и птицы). Первоначально четырехэтажный дом отличался выразительным силуэтом и был увенчан двумя шатровыми башнями. Фасад украшен терракотовым барельефом, стилизованным в несколько гротесковой манере, выполнен художественной артелью "Мурава". В доме поселился автор декора С. Вашков, где и скончался в ноябре 1914 года. В 1945 году дом надстроен двумя верхними этажами, что привело к уничтожению ряда верхних барельефов, нарушило композиционное единство замысла.
16. В середине XVIII века здесь находилась большая часть обширной усадьбы выдающегося архитектора того времени Ивана Федоровича Мичурина. В восточной части владения находился пруд, стояли небольшие каменные палаты и деревянные хозяйственные постройки. После смерти Мичурина владение перешло к его сыну, который в 1770 году оставил за собой лишь часть владения, примыкавшую к Покровке, остальное продал отставному майору Н. И. Толмачеву. Проданная часть владения к началу XIX века увеличила территорию Пашковых. Пруд осушили, старые палаты снесли. Появился особняк с флигелем, который в 1843 году надстроен вторым этажом. Тогдашние владельцы - А. П. Мартень, а потом И. Н. Ярцов. В 1850-х годах появилась надстройка третьего этажа. В 1871 году по духовному завещанию владелец Е. В. Молчанов, прикупивший еще два маленьких владения, передал имущество в дар церкви Троицы на Грязях. В 1908 году выстроен четырехэтажный дом, фасад которого декорировал художник С. В. Малютин по мотивам древнерусской миниатюры. Сохранился также корпус, выстроенный в конце XVIII века.
Читайте в любое время