Животным — права трудящихся?

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Economist» и «New Scientist» (Великобритания), «Geo» и «Max Planck Forschung» (Германия), «MIT Technology Review», «Skeptical Inquirer» и «Wired» (США), «L’Histoire» и «Le Point» (Франция).

В 1888 году французский журнал «La Revue Socialiste» опубликовал краткую заметку с оригинальным не только для того, но и для нашего времени предложением: предоставить работающим животным определённые права.

В 1888 году французский журнал «La Revue Socialiste» опубликовал краткую заметку с оригинальным не только для того, но и для нашего времени предложением: предоставить работающим животным определённые права. Автор рассматривал животных как рабочих, почти таких же, как люди, и тоже нуждавшихся в защите. Историю проблемы, острота которой только выросла к нашим дням, рассматривает французский журнал «L’Histoire».

Веялка на лошадином приводе. Рисунок из книги: Dictionnaire encyclopedique et biographique de l’industrie et des arts industriels. Paris, 1881—1891 (Энциклопедический и биографический словарь промышленности и промышленного искусства). Источник: gallica.bn
В соляной шахте Величка (Польша) лошади вращали жернова, перемалывавшие каменную соль в порошок. Современная экспозиция в шахте, превращённой в музей, воспроизводит этот процесс муляжами лошадей. Фото: Rj1979/Wikimedia Commons/PD.

Конечно, сейчас человек нечасто использует силу животных, однако в прошлом они служили источником не только пищи и материалов (меха, шерсти, кожи, молока), но и физической силы. Других возможностей вплоть до начала индустриализации было мало, разве что сила ветра и падающей воды, применявшаяся в мельницах. Но и в ХХ веке, уже в эпоху пара и бензина, землю долгое время пахали, а затем собирали урожай с помощью четвероногих — в Великобритании и Германии в основном лошадей, на юге и востоке Европы — главным образом быков. Роль лошадей как средства транспорта упала после прокладки железных дорог, а во многих странах — и после развития водных путей, когда реки соединили каналами и шлюзами. Но для перевозки людей и грузов на небольшие расстояния конская тяга долго оставалась вне конкуренции. Так, на улицах Парижа количество лошадей с 1840 по 1880 год выросло вдвое, в Лондоне на 1905 год их насчитывалось полмиллиона, в США в 1910 году, уже перед самым началом автомобильного бума, конское поголовье составило 27 миллионов. По всему миру лошади трудились не только на транспорте, но и на откачке воды в шахтах, на доставке шахтёров к рабочему месту и на поверхность, а также для подъёма на-гора результатов их труда. Именно шахтёрские лошади в итоге позволили развиться паровым машинам и железным дорогам, развозя уголь из глубин земли к местам его потребления. Лошади приводили в движение ткацкие станки, в прачечных — стиральные машины в виде барабанов, вращающихся в мыльной воде, а на лесопилках — пилы. В 1890 году в сельском хозяйстве Франции трудились два миллиона лошадей, в армии — 140 000, в городском транспорте — 800 000. Ещё в 1930 году журнал по коневодству писал, что «лошадь насущно необходима для жизни и процветания нации. И эта её роль останется навсегда, сколько бы усовершенствований автомобильная промышленность не вводила бы в свои изделия». Для задач полегче использовали собак, например, при развозе по городу мелких грузов и для вращения машин, сбивающих из молока масло.

Французский врач и филантроп Жан-Батист Дюпон в сочинении «О средствах к улучшению здоровья рабочих в Лилле» (1826) писал: «Лошадь трудится не более 8 часов в день, за это время ей дают две-три передышки, её обеспечивают всем необходимым. Заболеет — немедленно лечат. Человек работает 16 часов в сутки почти без перерыва; он плохо одет, плохо питается, падает от усталости, страдает от жажды… На тяжёлой работе он может умереть от чахотки. Лошадь стоит немалых денег, её не всегда легко сразу заменить другой, а люди — подумаешь, их полно везде! Невольно они завидуют конской судьбе».

После Первой мировой войны использование физической силы животных пошло на убыль — война стимулировала развитие техники, хотя и во Второй мировой войне в армиях оставалось немало лошадей. Но в целом ХХ век привёл службу животных человеку если не к концу, то к важным изменениям. Остались немногие должности: полицейские (сюда относятся не только ищейки, но и те, кто умеет искать погребённых под завалами) и пастушьи собаки, да ещё провожатые слепых. Имеются и более экзотичные вакансии, в том числе появляющиеся прямо у нас на глазах: диагноз болезней по запаху, чем занимаются теперь не только собаки, но и насекомые и даже черви (см. «Наука и жизнь» № 12, 2021 г., статья «Ищейки — не только собаки»). И, конечно, сохранилась роль животных как домашних компаньонов, от собак и кошек до улиток («Наука и жизнь» № 2, 2019 г., статья «Ваш питомец — улитка»). Но зоозащитники выступают даже против эксплуатации слонов, обезьян, львов и тигров в цирках, называя её мучением животных. А в некоторых городах США общественность требует запретить катание туристов по улицам на старомодных конных экипажах, хотя их владельцы уверяют, что лошадям такая работа нравится.

Французский этолог Эрик Барратэ призывает перестать рассматривать животных как бездушные механизмы. Это живые, чувствующие существа, наделённые самостоятельностью в своих действиях, особым типом разума, а также своеобразными физическими и сенсорными способностями, которые делают их неоценимыми сотрудниками человека.

Статьи по теме

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки