МЕСЯЦ ПТЕНЦОВ
Кандидат биологических наук К. УСПЕНСКИЙ
Начало фенологического лета в Центральном Черноземье обычно совпадает с цветением розового клевера, шиповника, таинственной северной орхидеи - любки двулистной, "пылением" тополей, лётом крылатых особей у муравьев и конечно же вылетом птенцов из гнезда у большинства видов птиц. Июнь недаром называют месяцем птенцов. Большинство наших птиц выводит потомство именно в это время.
Пожалуй, первыми покидают свое гнездо птенцы ворона. Мне удалось наблюдать, как еще дня за три до этого события воронята активно лазали по веткам сосны, на которой располагалось гнездо, возвращаясь в него при малейшей опасности. Затем они разом полезли вверх и расположились на ветках примерно в метре от гнезда. Больше они в него не возвращались и на четвертый день уже свободно перелетали с дерева на дерево, постепенно удаляясь от родительского дома.
Затем наступила очередь дроздов. Сначала покинули гнезда птенцы певчего дрозда и рябинника и примерно неделей позже - птенцы черного дрозда. В это время на лесных тропинках и в парковых аллеях часто попадаются неуклюжие желторотые, короткохвостые и короткокрылые слетки, которые доверчиво смотрят на каждого, кто проходит мимо, и невозмутимо позволяют взять себя в руки.
Не сидится в гнезде птенцам скворцов и соловьев. Покинув уютное дупло или другое укрытие, они начинают сбиваться в стаи. Под деревьями, где собираются ватаги скворцов, уши может заложить от их неистовых криков. Через два-три дня скворцы оставят места гнездования и появятся там только в конце октября, попрощаться с родным домом перед отлетом.
Стайки полевых и домовых воробьев могут достигать численности в несколько сотен особей и кочевать по окрестным полям и зарослям сорных трав в поисках корма.
Июнь - горячая пора для дятлов. В их дуплах может тесниться от трех (у белоспинного) до одиннадцати (у седого) птенцов. Дупло в лесу легко обнаружить, потому что птенцы очень громко кричат. Видно, уверены они в своей безопасности. Но только вылетят из него и - молчок.
Из кустов доносится треск - это выбрались из своего шарообразного гнезда сорочата. Сейчас они еще почти не умеют летать и при случае спасаются, ловко лазая по кустам и ветвям деревьев. Взрослые же, при угрозе их потомству, пытаются отвлечь внимание на себя, нередко притворяясь подбитыми.
В самом глухом участке леса готовятся покинуть гнездо птенцы ястреба-тетеревятника. Уже сейчас в них проглядывают характерная для породы сутуловатая осанка и холодный безжалостный взгляд желтых глаз. Поначалу они, как и птенцы ворона, выбираются на ближайшие к гнезду ветви, но уже через день начинают пробовать крылья. Правда, еще не меньше полутора месяцев семья этих хищников будет держаться в непосредственной близости от гнезда, а самостоятельными ястребята станут лишь в сентябре, постигнув у родителей все тонкости ястребиной охоты.
Во второй половине июня из густых зарослей "бешеного огурца" - этой донской лианы, густо оплетающей стволы и кроны деревьев в пойменном лесу - доносится тонкий печальный свист, сопровождаемый хриплым "кр... кр...". Это все, что осталось от звонкой и разнообразной песни короля российских певцов - соловья. Пара, за которой я наблюдал, сопровождала выводок из пяти слетков. Соловьиный выводок просуществует от силы неделю, после чего птицы перейдут к сугубо одиночному образу жизни до следующей весны. Почти одновременно с соловьями покидают гнезда птенцы их ближайших родственников: синегрудой красавицы-варакушки, а также славок - серой и завирушки.
А на озерах, прудах и водохранилищах - настоящее столпотворение. Мерно, словно белоснежные океанские лайнеры, покачиваются на воде ослепительно прекрасные лебеди-шипуны, выведшие на первую прогулку выводок "гадких утят". Поднимаются на крыло детеныши кряквы. Чуть позже это сделают птенцы красноголовых нырков и чирков-трескунков.
С криком бросаются друг на друга сварливые соседи - лысухи, видящие угрозу своему многочисленному (до одиннадцати птенцов) выводку в каждой проплывающей мимо птице. Правда, не пройдет и двух недель, как в колонии лысух воцарится мир и выводки начнут объединяться в огромные стаи, достигающие порой нескольких тысяч птиц.
Словно эскадренные миноносцы, стремительно проплывают большие поганки, или чомги. Своих птенцов эти великолепные ныряльщики держат на спине под крыльями, распределив примерно поровну между родителями. Почуяв опасность, они ныряют вместе с птенцами.
А над идеально ровной гладью донской старицы, сверкая бирюзовым огоньком, стремительно пролетают недавно покинувшие нору зимородки. Они с криком преследуют своих родителей, требуя немедленно отдать им крепко зажатую в клюве маленькую рыбку.
На степных прудах в это время появляются выводки крупных красных уток - огарей. В них насчитывается до семнадцати птенцов, быстро поднимающихся на крыло. В случае опасности весь выводок моментально взмывает в воздух с криками "гонг... гонг...". Гнездится этот полугусь-полуутка в норах, нередко используя жилища лис и сурков.
С наступлением темноты из крон деревьев доносится тонкий жалобный писк. Это выпрашивают корм у родителей недавно покинувшие гнездо слетки ушастой совы. Пушистая компания продержится вместе до весны, с октября объединяясь для ночевки с другими такими же выводками.
Над водой, разрезая воздух бреющим полетом, стремительно проносятся стрижи, а из зарослей прибрежных ив слышен свист. Эти птицы еще полны гнездовых забот. Время для их птенцов пока не наступило.
Читайте в любое время