Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ЭТЮДНЫЕ ЗАМЫСЛЫ ЧЕМПИОНОВ МИРА

Кандидат технических наук Е. ГИК, мастер спорта по шахматам.

Завершаем рассказ о чемпионах мира, выступавших в роли шахматных композиторов* (в предыдущей статье мы ограничились первыми 13-ю королями - от Стейница до Каспарова, то есть классическим периодом шахматной истории). Некоторые из них составляли прекрасные этюды, а творчество тех гроссмейстеров, которые специально не занимались композицией, иллюстриру ется примерами из их практики.

Илл. 1.
Илл. 2.
Илл. 3.
Илл. 4.
Илл. 5.
Илл. 6.
Илл. 7.
Илл. 8.
Илл. 9.
Илл. 10.
Илл. 11.
Илл. 12.
Илл. 13.

Прошлый раз мы остановились на этюдах Михаила Ботвинника. Василий Смыслов в молодости увлекался шахматной композицией, составил немало интересных этюдов, причем первые два - в пятнадцать лет. Впоследствии время от времени он возвращался к этому занятию, но поразительно, что спустя полвека, оставив из-за ухудшившегося зрения практическую игру, вновь серьезно взялся за этюдное творчество.

В. Смыслов, 1938

(Иллюстрация 1)

Ничья

Один из самых популярных этюдов гроссмейстера.

1. Сf6+! ef 2. f4 Лh8+ 3. Крg7! Недостаточно 3. Крg6 Л:h5 4. Крg7 Лg5+ 5. Крh8 Крh5 6. Крh7 Лg6 7. a3 Лh6+ 8. Крg7! a4!, и черные берут верх. 3...Л:h5 4. a4 Лg5+ 5. Крh8! На 5. Крh7? следует ответ 5...Крh5!, и вновь выигрывают черные. 5...Лg6 6. Крh7 Крh5 7. Крh8 Лh6+ 8. Крg7 Лg6+ 9. Крh8. Ладья не в состоянии вырваться на свободу. 9...Крh6 пат.

Итак, один из юношеских этюдов, а потом... перерыв почти на сорок лет. В 1976-м Смыслов встретился с выдающимся этюдистом Гиа Надареишвили. Беседы с ним всколыхнули былое, и экс-чемпион мира посвятил композитору два занятных этюда-близнеца. Вот один из них.

В. Смыслов, 1976

(Иллюстрация 2)

Выигрыш

1. f7! Недостаточно 1. Сb4 - 1...Крd3 2. Крe1 (2. f7 Сd2) 2...f3 3. gf e2 4. f7 Сf4 или 1. Се1 - 1...Крd3 2. С:h4 Крd2 3. Сe1+ Крd1 4. f7 Сa3 5. Сc3 Сc5!

1...Сa3 2. Сg7. Не теряя времени на 2. Сb2 Сf8 3. Крe2 Крd5 4. Сf6 Крe6 5. С:h4 Кр:f7 c ничьей. 2...f3! Черные остроумно защищаются, надеясь на патовую ловушку. 3. gf. Конечно, не 3. f8Ф С:f8 4. С:f8 e2+ 5. Крf2 fg, и верх берут черные. 3...Крd3 4. f8С! Превращение не в ферзя, а в слабую фигуру всегда украшает замысел. В случае 4. f8Ф е2+ 5. Крf2 (5. Кре1 С:f8 6. С:f8 Крe3, и король забирает пешки) 5...Сс5+! 6. Ф:с5 е1Ф+! 7. Кр:е1 дело заканчивалось патом.

4...е2+. На 4...Сс1 решает 5. Сh6 Сd2 6. Крg2 Сe1 7. Сc5 e2 8. Сf2. 5. Крf2 e1Ф+! 6. Кр:е1 Кре3 7. f4! Кр:f4 8. Крf2 Сc1 9. Сh6+, и сражение одноцветных слонов завершается в пользу белых.

В. Смыслов, 1976

(Иллюстрация 3)

Ничья

Популярный прием для создания этюда-близнеца: изменены цвет фигур и задание.

1. с6! Но не 1. Кре6 с2 2. d6 с1Ф 3. d7+ Крс7 4. Сg3+ Крc6 5. d8Ф Фс4+ 6. Крf5 Фd5+, и белые беззащитны. 1...с2. Если 1...bc, то 2. Кре6 cd 3. Кр:d5 c2 4. Сd2 Сb2 5. Крc6. 2. Сd2 Сb2 3. d6! bc 4. Крe6. Теперь в случае 4...с1Ф получается знакомый по предыдущему этюду финал: 5. d7+ Крс7! 6. Сf4+ Ф:f4 7. d8Ф+ Кр:d8 пат. Но ведь черная пешка может превратиться в слона!

4...с1С! 5. d7+ Крc7 6. d8Ф+ Кр:d8 7. Крd6 c5! Пока все известно, но как же белым удается спастись? 8. Кр:с5 Крс7 9. Се1! Вот в чем дело: выше в аналогичной ситуации неприятельс кий слон не мог вырваться из западни, здесь же у слона находится спасительное поле е1. Теперь белый король направляется на а2, и с этого места его не сдвинуть. Хотя черные забирают пешку "а", двумя одноцветными слонами слона белых не поймать.

Прошло еще десять лет...

В. Смыслов, 1986

(Иллюстрация 4)

Выигрыш

1. g6! hg 2. h7 Сf6 3. Сb8! Препятствуя длинной рокировке, после 3. Кр:f6 0-0-0 на доске ничья. 3...Л:b8 4. Кр:f6 Крd8 5. h8Ф+ Крс7 6. Фh2+! c победой.

Интересен и эхо-вариант: 1...Сb6 2. Сb8! Опять нельзя допускать рокировку: 2. g7 0-0-0 3. Сd6 Лg8 4. Крf7 Сe3! Черные успевают отдать слона за пешки "g" и "h", при помощи а4-а3 отвлечь белого слона от пункта с7 и забрать последнюю белую пешку.

2...Л:b8 3. g7!

В том же году Смыслов придумал остроумный этюд вместе с Надареишвили. Авторы образно назвали его "Шахматные часы". Начальное раcположение фигур не вызывает ассоциаций с часами, тем более с шахматными, но посмотрим на игру...

В. Смыслов, Г. Надареишвили, 1986

(Иллюстрация 5)

Выигрыш

1. b4! Крb5 2. b3 Крb6 3. a4 Крc6 4. b5+ Крc5! 5. b4+ Крb6. Белые пешки застопорены, но "часы" переключаются, и начинается движение стрелок на другом "циферблате". 6. Крg4 h6 7. Крf4 g5+ 8. Крf5! g6+ 9. Крg4. Вновь "часы" переключаются. 9...Крb7 10. a5 Крc7 11. b6+ Крс6 12. b5+ Крb7. Опять включаются правые "часы". 13. Крf3 h5 14. Крg3 g4 15. Крf4 g5+ 16. Крg3. А теперь левые. 16...Крb8 17. a6 Крc8 18. b7+ Крc7 19. b6+ Крb8 20. Крg2 h4 21. Крf2 g3+ 22. Крf3 g4+ 23. Крg2 h3+ 24. Кр:g3, и флажок на часах черных упал! Они тикали целую партию...

Промелькнуло еще десять лет, которые Смыслов активно играл. А затем он полностью посвятил себя этюдной композиции. С 1998 по 2003 год шахматный король составил более семидесяти этюдов, один лучше другого! Такой плодовитости позавидует любой профессиональный композитор.

В. Смыслов, 1999

(Иллюстрация 6)

Ничья

Все белые пешки под наблюдением, а черной как будто ничто не мешает отправиться в ферзи.

1. Крd7 Сb6. В случае 1...Кр:g4 2. Крс8 и 3. Крb7 гордость черных, их единственная пешка, уничтожается. 2. Крс8! а5 3. Крb7 Сd8 4. Крc8! Сf6. Не соглашаться же с повторением ходов, тем более, что у слона появилось время перебежать на другую диагональ. Но почему не 4...Сg5? В этом случае следовало ошеломляющее 5. g3+!! Теперь после 5...Кр:g4 6. с7 поле f4 недоступно слону, а при 5...Кр:g3 6. c7 Сf4 вперед устремляется другая пешка - 7. g5.

5. Крd7 Сe5 6. Крe6! Сb8 7. Крf5! Вот в чем замысел: оказывается, белый король делал вид, что охотится за слоном, а сам тихонько приближался к своим пешкам "g". 7...а4 8. g5 а3 9. g6 a2 10. g7 a1Ф 11. g8Ф Фe5+ 12. Крg6 Фg5+ 13. Крf7 Фd5+ 14. Крg7 Сe5+ 15. Крh7. Ничья. Белый король неуязвим.

В. Смыслов, 2001

(Иллюстрация 7)

Выигрыш

1. Кb1 a2 2. Кec3 a1Ф 3. b4 f5! Ферзь черных взаперти, но они рассчитывают соорудить пат. Как - увидим ниже. 4. Крh6! После 4. Крg5? Крg7 5. Кр:f5 a5! 6. b5 a4 7. b6 a3 8. b7 a2 и взятия коня на b1 белый король оказывается под шахом. 4...Крh8 5. g7+ Крg8 6. Крg6 Фa5! Кажется, цель достигнута. Но брать ферзя не обязательно. 7. Кe4! fe 8. ba e3 9. f5 e2 10. f6 e1Ф 11. f7х.

Примечательно, что этот этюд, придуманный Смысловым в начале ХХI века, он посвятил великому шахматисту ХХ века, своему предшественнику Михаилу Ботвиннику.

А Михаил Таль свой единственный этюд составил в соавторстве с гроссмейстером по шахматной композиции Эрнестом Погосянцем.

М. Таль, Э. Погосянц, 1969

(Иллюстрация 8)

Выигрыш

1. Кd4+ Крe1 2. Фh2! Крd1! Менее упорно 2...Фf2 3. Кc2+ Крe2 4. Фh5+ Крf1 5. Фh1+ Фg1 6. Фf3+ Фf2 7. К:e3+ Крg1 8. Фd1+ Крh2 9. Кg4+ или 2...е2 3. Кс2+ Крd1 4. Фd6+.

3. Фh7! Крe1. На 3...Фе1+ решает 4. Крb3 Фf2 5. Фb1+ Крd2 6. Фс2+ Кре1 7. Фс1ґ, или 4...Фd2 5. Фh1+ Фе1 6. Фh5+ e2 7. Кf3.

4. Фh4+. Но не 4. Фе4? Крf2 5. Фf3+ Крg1 6. Ке2+ Крh2 7. Ф:f1 пат. Теперь же возникают знакомые варианты: 4...Фf2 5. Кc2+ Крe2 6. Фh5+, 4...Крd1 5. Фе4! Фе1+ 6. Крb3 Фf2 (6...Фd2 7. Фh1+) 7. Фb1+ c выигрышем.

Единственный этюд Тиграна Петросяна получился в результате анализа отложенной партии.

Т. Петросян, 1971

(Иллюстрация 9)

Ничья

Фигуры черных заметно активнее, но находится эффектное спасение.

1. Ла5! Крс3. Плохо 2...Кре3 из-за 3. с4. 2. Крh4 Кр:c2 3. h3!!, и выясняется, что нет защиты от 4. Л:b5! c патом.

После Петросяна ни один из шахматных королей не составлял этюдов, но в сыгранных ими партиях этюдные идеи возникали не- однократно. Приведем по одному примеру из творчества четырех следующих чемпионов мира.

Т. Петросян - Б. Спасский
Матч на первенство мира, 14-я партия
Москва, 1969

(Иллюстрация 10)

Король Бориса Спасского только что легкомысленно отступил с d5 на е4 (43...Кре5 вело к ничьей) и чуть не запутался в матовой сети.

44. f3+! Кр:e3. Или 44...Кре5 45. Кс6+, 44...Крd5 45. К:f5+. 45. Лd2! Этюдная позиция, грозит редкий мат в центре доски - 46. Ле2ґ. Черным приходится отдавать качество, и в результате уже они находят этюдный путь к спасению.

45...Лb3+ 46. К:b3 cb 47. Лd7 h5 48. Ла7 Сf1! Хитрый ход: после 48...Се2 49. f4 h4! 50. gh Кр:f4 51. Л:а5 Кре4 52. Кр:b3 f4 53. Крc3 f3 54. Крd2 у белых простой выигрыш.

49. f4 h4! 50. gh. Если сразу взять на а5, то рискуют проиграть только белые: 50. Л:а5 h3! 51. Лd5 Крf2 52. Лd2+ Крg1 53. a4 Сg2 54. a5 Кр:h2 55. a6 Крg1.

50...Кр:f4 51. Л:а5 Кре4 52. Кр:b3. Правильно 52. Ла8 f4 53. Ле8+ Крf3 54. Ле6, и пешка "f" не опасна: 54...Крg4 55. Л:g6+ Кр:h4 56. Крd2. Белый король сделал один неосторожный шаг в сторону, и Спасский успешно завершает создание этюда...

52...f4 53. Лg5. f3 54. Л:g6 Сh3! На этой тонкости все и держится. После 54...f2 55. Лf6 Кре3 56. h5 Сe2 57. Л:f2 Кр:f2 58. h6 Сd3 59. a4 Крe3 60. a5 одна из белых пешек проскакивает в ферзи.

55. Лg1. f2 56. Лс1. Ничья.

Р. Фишер - А. Шокрон
Мар-дель-Плата, 1959

(Иллюстрация 11)

Забавное окончание партии, сыгранной Робертом Фишером в юном возрасте. Вместо 38...Фd8 у черных был этюдный путь: 38...Фd7! - прямо под рентгеновские лучи неприятельского слона. Теперь 39. Л:с4 опасно из-за 39...Фd3! 40. Лс6 Лb1 cо страшной атакой. Если же 39. Крh2, защищаясь от Кf4+, то 39...Лb1 40. Лb6 40...Фd3 41. Л:b1 (41. Л:е6 Фf1!) 41...Ф:b1 42. Сd7 43. Сс6 Фd3. Упуская свой шанс, черные позволяют сопернику создать небольшой этюд.

39. Л:е6! Фс8! Конечно, не 39...fe - 40. Ф:е6+ Крf8 41. Ф:е5. Партнер Фишера заранее припас эту ловушку со связкой ладьи, но сам в нее и попадается. Как и положено в этюде, неожиданные ходы делают обе стороны. 40. Сd7! Черные сдались. На 40...Ф:d7 следует 41. Л:g6+! с выигрышем ферзя.

Г. Каспаров - А. Карпов
Матч на первенство мира, 6-я партия
Москва, 1984

(Иллюстрация 12)

В этой встрече каждая из сторон могла форсированно выиграть. Однако все решилось в глубоком эндшпиле, где Анатолий Карпов, не без участия Гарри Каспарова, создал интересный этюд, обогативший теорию ладейных окончаний.

56...g4! 57. Л:h6 Лg2 58. Лh5+. Крe4 59. f5 Лf2 60. Крc1. Или 60. Лg5 Крf3 61. f6 Кр:g3 62. Лg6 Лf4, и пешка "g" неудержима.

60...Крf3 61. Крd1. Весьма тонко достигается победа и в других вариантах, например: 61. f6 Кр:g3 62. Лh6 Крg2 63. Крd1 g3 64. Лg6 Лf5 65. Кре2 Ле5+ 66. Крd3 Крf3 67. Крd4 Лh5!! 68. f7 Лf5 69. Лg7 g2, и белые в цугцванге.

61...Кр:g3 62. Крe1 Крg2 63. Лg5 g3 64. Лh5. Лf4 65. Крe2 Лe4+ 66. Крd3 Крf3 67. Лh1 g2 68. Лh3+ Крg4 69. Лh8 Лf4 70. Крe2 Л:f5. Белые сдались.

Г. Каспаров - А. Карпов
Матч-реванш на первенство мира, 8-я партия
Лондон, Ленинград, 1986

(Иллюстрация 13)

Партия протекала очень остро. Каспаров атаковал и в конце концов загнал противника в сильный цейтнот. В этой позиции, не успев сделать почти десять ходов(!), Карпов просрочил время. Как выяснилось, заключительная позиция - блестящий этюд с заданием: белые начинают и выигрывают. Вот его решение.

32. Фе7 Лdd8 33. Л:f7 Л:f7 34. Л:f7. Крg8. 35. е4 Фс1+ 36. Крh2 Фh6 37. e5 Лf8 38. e6 g5. Иначе 39. Фf6 и 40. е7.

39. Л:f8+. После 39. Фd7? g4! 40. e7 g3+ 41. Кр:g3 Фg6+ к мирным переговорам уже должны стремиться белые. 39...Ф:f8 40. Ф:g5+ Крh8.

41. е7 Фе8 42. h4! h5 43. g4! hg 44. h5 Крh7 45. Фg6+, и белые берут верх. Решение эффектного этюда заняло 15 ходов!

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки